Ресурсная база, как
микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на устойчивость
коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а
следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от
размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных
ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение
ресурсов.
Формирование ресурсной
базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное
изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью
гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное
управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики.
Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор
банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан
намного сильнее, чем к заемщикам.
При выдаче ссуды банк,
а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет
значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении денежных
средств, право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко
жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно,
хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их
широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является
привлечение, а не размещение ресурсов.
Ограниченность
ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке
к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них
банка очень высока. Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в
основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации,
обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и
поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным
ставкам.
Не секрет, что
кредитование, как одно из основных направлений использования кредитных ресурсов
- самое рисковое в России направление деятельности банков. Основные причины
этого следующие:
Это тяжелая ситуация в
промышленности, когда глубокий спад сменяется депрессией и новым спадом; и
финансовый голод предприятий, проявляющийся в кризисе неплатежей; объективная
необходимость в долгосрочных кредитах, которая автоматически повышает
рискованность инвестиций в производство; общая неуверенность хозяйствующих
субъектов в перспективах экономической ситуации; проблемы некачественного
финансового менеджмента; и, наконец, отсутствие заверенной и обоснованной
политики в отношении реального сектора.
Специфика ситуации
состоит в том, что кредитованием реального сектора занимаются в основном
региональные банки, а они в условиях концентрации и централизации капиталов,
жесточайшей политики ЦБ в области банковского регулирования - первые кандидаты
на ликвидацию, слияние и поглощение. А крупные банки, имеющие, как правило,
свои головные офисы в Москве, размещают свои ресурсы чаще всего в крупные
экспортоориентированные предприятия, кредитование которых осуществляется в
условиях владения банками значительной частью их акций с наименьшим риском.
Некоторые банки рискуют,
разоряются и ликвидируются. Но те элементы российской банковской системы,
которые имеют развитую клиентскую сеть и связаны с предприятиями реального
сектора, целесообразно оставлять и поддерживать, даже если они испытывают
определенные трудности.
Региональные банки
могут и должны увеличивать как размер своих кредитных ресурсов, так и долю
вложенных кредитных ресурсов. Ситуация, в которой некого кредитовать, вызвана
именно низкой активностью в производственном секторе, а она, в свою очередь,
вызвана дефицитом денег у производителей. В США ссуды составляют примерно 2/3
активов коммерческих банков, учитывая присутствие кредитующих небанковских
финансовых институтов. В России же статистика показывает, что кредиты в среднем
составляют 41% активов, варьируясь от 5.5% (банк “Альба-Альянс”) до 90%
(Русский банк имущественной опеки). Значит, резервы роста есть и они
объективны.[51]
Меры, которые, на наш
взгляд, необходимо принимать являются следствием проблем описанных выше:
1. Меры
макроэкономического характера:
- небольшое снижение
ставки рефинансирования и доходности государственных ценных бумаг, с принятием
правила изменения ставки не чаще чем один раз в определенный период (например -
квартал) на законодательном уровне;
- более мягкая
денежно-кредитная политика (осторожное увеличение денежной массы при
подконтрольной инфляции);
- принятие Земельного
кодекса и Закона “Об ипотеке”, которые сделали бы оборот земли реальностью;
- изменение величины
норматива Н11, что позволит банкам, по крайней мере устойчивым, принимать
вклады граждан в сумме, превышающей величину собственного капитала;
- изменение величины
норматива Н8 для специализированных банков, что поможет им нормально работать,
имея прочную ресурсную базу в одной отрасли, не превышая указанного норматива
в несколько раз;
- снижение количества
обязательных экономических нормативов до уровня при котором банки смогли бы
эффективно оперировать ими. За последние семь лет инструкция №1 изменялась
восемь раз. И можно с уверенностью утверждать, что процесс будет продолжаться
как из-за введения нового плана счетов, так и из-за меняющейся экономической
ситуации.
- далее, следует
минимизировать налогообложение сумм резервов, формируемых под не возврат ссуд,
а именно: исключить, по крайней мере частично, из облагаемой прибыли и те
резервы, которые создаются под ссуды по первой группе риска.
2. Меры
микроэкономического характера:
- региональные банки,
имея небольшой ресурсный потенциал должны проводить политику увеличения своей
ресурсной базы;
- банкам необходимо
усилить работу по привлечению мелких вкладчиков;
- нужно начать осуществление
трастовых операций с денежными средствами, что регламентируется инструкцией ЦБ
№63 от 2.07.97. и уже используется в западных и центральных регионах;
- особое внимание стоит
обратить на лизинг: сегодня многие предприятия, не имеют средств, для закупки
оборудования по полной стоимости, особенно импортного, но у них вполне хватит
средств, для выплаты лизинговых платежей поэтому лизинг особенно необходим
российским предприятиям, поскольку за последние 7 лет наблюдалось постоянное
снижения уровня капиталовложений в основной капитал, тем более что ряд мер в
качестве поощрения лизинга уже принят: разрешение относить лизинговые платежи
на себестоимость; льготы банкам, кредитующим лизинговые операции.
- банкам, для эффективного
использования кредитных ресурсов, нужно продолжать вводить в использование
новые технологии, в частности пластиковые карточки и торговлю через диллинговые
системы; проведение торгов в сети Интернет явилось серьезным технологическим
прорывом и дало возможность создания частного диллинга; портативный компьютер
со встроенным модемом, обученный трейдер и доступ к свежим котировкам дают
банку возможность размещать на краткосрочной основе часть кредитных ресурсов,
которая оказалась не использованной на конец дня.
Коммерческие
банки, столкнувшись с огромными трудностями и реальной перспективой прекращения
своего существования, принимают широкий комплекс конкретных практических мер по
стабилизации своей деятельности. Проводят всестороннюю реструктуризацию своих
активов и пассивов, освобождаются от неэффективных и убыточных операций,
ограничивают внеоперационные расходы, совершенствуют управление всеми видами
рисков и ликвидностью, усиливают внимание к повышению профессионального
уровня руководителей и всех специалистов с тем, чтобы они могли активно и
результативно осуществлять все банковские функции на финансовых рынках, в
непрерывно ужесточающихся общих финансовых условиях. Эти меры дают
определенные результаты. Однако они не могут изменить общий тенденции
непрерывного осложнения и резкого ухудшения условий функционирования всей
системы коммерческих банков страны, чреватой для нее, намного большими
разрушительными потрясениями, чем октябрьский (1994г.), августовский (1995г.) и
1998 г. банковские кризисы.[52]
Поэтому для решительного оздоровления ситуации в банковской сфере, наряду с
усилиями самих коммерческих банков, неотложно необходимы и крупномасштабные
общегосударственные меры. Такие меры (с соответствующими и всесторонними
обоснованиями) уже неоднократно предлагались не только отдельными коммерческими
банками, но и содержатся в резолюциях, обращениях и других документах целого
ряда банковских объединений и прежде всего Ассоциации российских банков.
Данные меры в основном сводятся к следующему:
-разработать и
осуществить развернутую программу стабилизации денежно-кредитной сферы, в том
числе системы коммерческих банков, сделав упор не на банкротство коммерческих
банков, а на их всестороннюю финансовую и другую поддержку в различных формах,
реорганизацию и структурную перестройку банков, в том числе путем их слияния;
-создать современную
систему рефинансирования коммерческих банков, посредством организации и
осуществления учета векселей, поскольку применяемые в настоящее время
ломбардные и расчетные кредиты, не в полной мере решают проблемы;
-разработать и ввести в
действие механизмы перераспределения ресурсов коммерческих банков через Банк
России, так как представляется весьма сложным решить эту задачу в сложившейся
ситуации через систему МБК;
-сформировать фонд
санирования коммерческих банков, в которой можно было и целесообразно
направить часть средств коммерческих банков, хранящихся на счетах обязательных
резервов в Центральном Банке Российской Федерации;
-рассмотреть и решить
вопрос об уменьшении размеров обязательных резервов по рублевым и валютным
привлеченным средствам.
Все это дает основание
полагать, что осуществление кардинальных как общих, так и специальных мер
позволит в кратчайшие сроки повысить устойчивость банковской системы, что, в
свою очередь, будет активно способствовать реальной стабилизации всей
социально-экономической ситуации в стране, в том числе и финансовой.
Центральный Банк России в свою очередь, также разработал стратегию преодоления
кризисных явлений и повышения стабильности кредитно-денежной системы в целом.
Для достижения этой цели, Центральный Банк использует самые различные
инструменты и методы, в том числе:
1. Установление
положений, регламентирующих деятельность коммерческих банков.
2. Осуществление надзора
за их деятельностью.
3. Усиление контроля, за
соблюдением обязательных экономических нормативов.
4. Установление порядка
рефинансирования кредитных организаций.
Среди этих мероприятий,
важное место, занимает совершенствование порядка регистрации банков и
лицензирования их деятельности. Для осуществления надзора за деятельностью
банка был создан новый департамент, который занимается диагностикой причин,
которые могут поставить коммерческий банк в сложное финансовое положение. При
этом анализу подвергаются многие вопросы, в том числе, осуществляется оценка
качества активов и управления банком и их рисками. Одновременно была создана
система раннего реагирования, и в результате ЦБ РФ уже в настоящее время
располагает информационно-аналитическими возможностями, позволяющими ежедневно
оценить ситуацию в банке по ключевым переменным величинам: движение средств на
корреспондентском счете, обороты за день и т.д. Проблема совершенствования
деятельности банков, включает не только контроль над ним со стороны ЦБ РФ, но и
создание эффективной системы внутреннего банковского контроля. Речь идет, о
создании в банках независимой структуры, имеющей контрольные функции. Среди
инструментов и методов ЦБ РФ, направленных на поддержание надежности банковской
системы, важное место занимает рефинансирование банков. Под рефинансированием
банков понимается их кредитование Центральным Банком, учет и переучет векселей
и проведение кредитных аукционов. Рефинансирование осуществляется в случаях,
когда банки испытывают финансовые трудности и не могут в короткое время
привлечь необходимую сумму кредитов из других источников, то есть Центральный
Банк выступает в роли кредитора в последней инстанции. Кредиты выдаются, как
правило, на короткий срок, под высокие проценты и полностью обеспечиваются
залогом. Таким образом, Центральным Банком в тесном контакте с коммерческими
банками, проводится большая работа по укреплению и оздоровлению банковской
системы России, повышению надежности и стабильности коммерческих банков.
Начато осуществление серии мероприятий по регламентации и надзору над
деятельностью банков, усилению контроля над соблюдением ими обязательных
экономических нормативов и их рефинансированию. Очень много еще предстоит
сделать по воплощению этих мероприятий в жизнь.
|