Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию,
когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную
(стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии
контролировать рыночную цену.
Таким идентичным, или
стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар,
акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают
практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах
отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в
качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически
бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в
состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем,
что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень
незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".
Выделим основные
характеристики чистой конкуренции:
а) многочисленность
участников обмена — продавцов и покупателей;
б) тождественная,
стандартизированная продукция. Этому требованию могут отвечать только простые
товары, примеры которых ранее были названы;
в) свободный доступ к
рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с них. Если
посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями
для входа новых субъектов в любую отрасль могут быть: технологические,
ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность
технологии и необходимость большого стартового капитала характерны для многих
производств в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает
число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время
большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких
сложных условий входа для новых производителей;
г) наличие полной
информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся
продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны
располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.
Эти условия в большинстве случаев сегодня являются
трудноосуществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это
редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы
несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над
рыночной ценой.
|