Происхождение названия
этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством,
что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время,
придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как
реальными, так и мнимыми.
Монополистическая
конкуренция — это
такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары,
стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Примеры такой
конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы",
"журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков",
"свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос",
"вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в
цене", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк
осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское
наслаждение" и т. д.
К основным
характеристикам монополистической конкуренции можно отнести:
а) относительно большое
число некрупных производителей;
б) продажа схожей, но не
идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей
товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже
их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;
в) наличие у отдельного
производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано,
во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля
предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая.
Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью
эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее
повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других
продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.
Соперничающие субъекты
могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции.
Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции,
связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности,
стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И
поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате
совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки,
активной рекламы и т. д.;
г) различные соглашения
между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению
согласованной ценовой политики, являются практически малоосуществимыми. Все
дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты,
неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;
д) сохраняются
возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По
сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы
стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых
барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.
|