При такой монополии
конкуренции вообще не существует. Уровень конкуренции изменяется по убывающей
от чистой конкуренции до чистой монополии.
Чистая, или
абсолютная, монополия
— это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара,
у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает,
что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли
данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем.
Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель — слуга. У такого
продавца сосредотачивается огромная власть.
Отметим основные
характеристики чистой монополии:
а) единственный
продавец;
б) товарная
дифференциация отсутствует,
в) продавец осуществляет
практически полный контроль над ценами.
г) очень трудные условия
вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается
заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.
Абсолютный монополист,
конечно же, не выступает в роли "ценополучателя", он —
"ценоустановитель". Он полностью контролирует предложение товара,
ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую
цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.
Здесь следует отметить,
что понятие "монополия" используется не только в строгом значении —
как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В
последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, как
доминирующее положение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо,
полагать, что в таком варианте понятие "монополия" вбирает в себя и
чистую монополию, и олигополию.
Проблема ограничения или
даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная
роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и
современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
Признаки
|
Совершенная
конкуренция
|
Несовершенная
конкуренция
|
Монополия
|
Олигополия
|
Мон. Конкурен.
|
Число потребит.
|
Много
|
1
|
Несколько
|
Много
|
Тип продукции
|
Массовая
|
Массовая
|
Дифференциал.
|
Дифференциал
|
Контроль гос-ва
|
Отсутствует
|
Полный
|
Ограниченный
|
Некоторый
|
Условия вступл.
|
Свободный
|
Блокированный
|
Ограниченный
|
Легкое
|
Неценовая конк.
|
Отсутствует
|
Нет
|
Типично
|
Широкая
|
|