Сама по себе
конкуренция не является идеальной формой экономических отношений людей.
Конкурентный характер взаимоотношений в экономике приносит значительные и
неоспоримые преимущества в эффективности. Вместе с тем конкуренция не дает в
полной мере удовлетворяющих решений в некоторых других вопросах.
Итак, в конкурентной
системе ресурсы и конечные товары распределяются по силе денежных голосов.
Побеждает, как правило, тот, у кого их больше. А что делать тем потребителям,
которые по объективным причинам не могут получать какую-то приемлемую сумму
денежного дохода? Одни семьи могут кормить отборной пищей любимого бульдога,
другие — питаются простейшими, нередко низкокачественными, продуктами питания.
Конечно, ни в коем случае нельзя поощрять лентяйство, инертность,
безответственность, но в то же время нельзя и не видеть во многих случаях
проблем объективного характера. Критики конкурентной системы отмечают также ее
недостаточную способность в распределении экономических ресурсов отвечать
требованиям социальной справедливости и гуманности. В частности, ресурсы могут
направляться на строительство роскошных особняков, создание изысканных
предметов для богатых, а в то же время в обществе может не хватать школ,
больниц, лекарств первой необходимости.
Нельзя обойти вниманием
еще одну проблему. Конкурентная система действительно создает
заинтересованность в снижении издержек производства, его научно-техническом
обновлении. Однако этот вопрос имеет и другую сторону. Конкуренция порождает
заинтересованность в простой "скупке" научно-технических новшеств —
чтобы они не достались конкурентам, в локализации их применения, в
нераспространении в экономике новых технических, информационных,
организационных элементов. Не следует, конечно, преувеличивать масштабы и
возможности такой "эгоистической" деятельности, но не считаться с ней
совсем также нельзя.
Поэтому конкурентная
система нуждается в определенной корректировке извне, выполнять которую может
только государство.
Здесь начнем с
констатации общепризнанного среди экономистов положения, что в некоторых сферах
экономики конкуренция является нежелательной, затруднительной или даже
неприемлемой формой экономических отношений. Это те области хозяйственной
деятельности, которые попадают в раздел исключения из общего правила,
утверждающего полезность и необходимость конкуренции в экономике.
Естественная (законная,
оправданная) монополия — это чистая монополия, существование которой признается
обществом целесообразным. С такой монополией государству, разумеется, не
следует вести линию на ее устранение. Государство изначально признает
законность или оправданность существования естественной монополии. Поэтому
отношение к ней определяется поиском наиболее эффективных средств регулирования
условий деятельности.
Что же это за субъекты,
к монопольному положению которых государство проявляет такую лояльность?
Обычно ими являются предприятия, которые обеспечивают снабжение
электроэнергией, газом, водой, многими услугами связи и транспорта. Представите
на минуту, какие проблемы могли бы возникнуть, если бы в том районе, где вы
живете, действовало бы несколько независимых предприятий по теплообеспечению
жилищ, и каждое из них прокладывало бы свои собственные коммуникации к
квартирам или домам клиентов.
Целесообразнее,
экономически выгоднее отказаться в таком и подобных случаях от конкуренции.
Законными формами чистой
монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает
изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их
производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает
защиту идей изобретателя, затраченных им труда, денег, времени от захвата,
неоплачиваемого присвоения. Авторские права дают авторам произведений
исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки
— это символика, используемая предприятиями, зарегистрировав которую,
государство делает незаконным ее использование другими.
Общественное
регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на
основе использования различных форм. Обычно государство прибегает к ценовому
контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни
для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов
определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень
ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной
или государственной структурой.
|