Чем является крупная фирма — двигателем прогресса или
его тормозом? Это давний спор, который ведут экономисты, и, судя по всему, еще
неблизко до его окончательного разрешения. Пока в этом поединке аргументов
"за" и "против" можно, на наш взгляд, констатировать ничью.
В зависимости от ответа на данный вопрос находится определение политики
государства по отношению к росту предприятий, их слиянию.
Рост экономических
структур может осуществляться в следующих направлениях:
1. Горизонтальный
рост . Это расширение объемов производства предприятия в рамках одной
отрасли. Горизонтальное слияние фирм произойдет в случае, например, объединения
двух сталелитейных предприятий.
2. Вертикальный рост .
Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в смежные
отрасли. Вертикальную форму слияния приобретает, например, объединение
сталелитейного и машиностроительного предприятий.
3. Конгломеративный
(диверсифицированный) рост . Это расширение объемов производства предприятия
за счет проникновения в технологически не связанные отрасли. Это происходит,
например, когда сталелитейное предприятие приобретает капитал в
нефтеперерабатывающей отрасли, а банк покупает универмаг или транспортную
компанию.
Каким же должно быть
отношение государства к направлениям роста предприятий, их слияниям?
Безусловным является то, что государство должно осуществлять контроль за слияниями.
Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции.
Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно
представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимоотношения продавцов и
покупателей. Государство должно препятствовать таким действиям.
Снижение или устранение
конкуренции может произойти не только при слияниях. Контроль над акционерным
предприятием осуществляют те лица, которым принадлежат акции. Чем больше акций
у какого-то лица, тем сильнее его влияние на деятельность предприятия. Акции
периодически меняют своих владельцев, они являются предметом купли-продажи.
Так, если крупный пакет акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту
— другому трубному предприятию, то это может существенно подорвать конкуренцию
на рынке труб. Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными
продажами и покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их
влияния на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до
аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть
прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие
обстоятельства, потому что нередко возникают случаи, когда потери, вызванные
снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выигрышем в других
вопросах (например, повышением производительности, сохранением рабочих мест,
улучшением качества).
|