После начала рыночных
реформ, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать,
преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так
обновить правовую базу, чтоб она позволяла надёжнее пресекать злоупотребления
рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять
штрафные санкции к физическим и юридическим лицам, включая должностных лиц
федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного
самоуправления. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере финансовых услуг».
Для реализации
антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства,
государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий,
пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой
конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике,
имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный
антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось добиться
ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
В 1999 г. на его базе
было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по
регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба
России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС),
Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства
(ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).
Пока уровень развития
конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:
Приватизация не привела,
как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о
развитии предприятия;
Принудительная
реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла
бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих
субъектов;
Малый бизнес так и не
получил должного развития.
Во многих странах именно
малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды,
полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше
возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности
на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к
делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска
малые предприятия охотно берутся за новации.
Как показывает
зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих
субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция.
Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в
основном торговлей и посреднической деятельностью.
Для развития малого
бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание
лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и
учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы
деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся
благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у
властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Для демонополизации
экономики и развития конкуренции необходимо:
Наладить антимонопольный
контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении
заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только
в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд
рублей);
Ввести жёсткие меры
против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения
товаров и капитала по всей России;
Совершенствовать
правовое регулирование использования государственных средств для расширения
конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения
ведомственного монополизма;
Согласовать
антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную
политику к международным принципам и правилам.
|