Рыночные структуры отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.
Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется несовершенной конкуренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:
1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;
2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;
3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
.Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.
Рыночные структуры несовершенной конкуренции
Модели
|
Количество
|
Характер
|
Входные
|
Контроль
|
рынка несовершенной
|
фирм в отрасли
|
продукции
|
барьеры
|
над ценой
|
конкуренции
|
|
|
|
|
Чистая
|
Одна фирма
|
Однородная
|
Высокие
|
Полный
|
монополия
|
(отрасль
|
продукция,
|
|
|
|
представлена
|
не имеющая
|
|
|
|
Одной фирмой)
|
субститутов
|
|
|
Дуополия
|
Две фирмы
|
Однородная
|
Высокие
|
Частичный
|
Олигополия
|
Малое
|
Однородная или
|
Высокие
|
Частичный
|
|
количество фирм
|
с незначительной
|
|
|
|
|
дифференциацией
|
|
|
Монополистическая
|
Множество фирм
|
Разнородная
|
Низкие
|
Слабый
|
конкуренция
|
|
продукция
|
|
|
с дифференциацией
|
|
|
|
|
продукта
|
|
|
|
|
|