Предприниматель, покупая рабочую силу, предлагает работнику трудиться на определённом рабочем месте. В свою очередь работник, продавая свою рабочую силу, предъявляет спрос на определённое рабочее место. И сделка купли-продажи состоится лишь в том случае, если работник соответствует требованиям рабочего места, а предлагаемое работнику рабочее место соответствует жизненным интересам работника. В связи с этим нужно отметить три важные особенности рабочего места: 1. Рабочее место не действует само по себе, если оно представлено лишь вещественными факторами труда. Более того, оно стареет и утрачивает свойства усиления рабочей силы под влиянием времени своего бездействия и естественного процесса разрушающих его природных сил: железо ржавеет, сырьё портится и т.п. Только живой труд приводит вещественные элементы рабочего места в действие, превращая его из потенциального в производительное. 2. Рабочие места не обладают свойством самосовершенствования и тем более саморазвития. Вещественные факторы не развиваются сами, их развивают люди, трудящиеся. 3. Рабочее место не может существовать вне связи с другими рабочими местами. Оно всегда, хотя расположено отдельно, в то же время связано в системе всех рабочих мест предприятия внутрифирменной кооперацией и специализацией в ряду общего технологического процесса, создающего конечный продукт фирмы.
Рабочее место с точки зрения его материально-вещественного состава воплощает в себе труд, овеществлённый в предметах, средствах, условиях труда, т.е. в трёх наиболее общих элементах его структуры. (см. схему) . Есть ещё одна сторона рабочего места, которая не видна, но без которой немыслимо существование рабочего места, а точнее, оно будет существовать, но не будет действовать. Рабочее место должно воплощать в себе всё необходимое не только для труда, но и для жизни наёмного работника с его семьёй. Более того, на рабочем месте работник реализует свои физические и духовные способности. Время труда составляет основное время жизнедеятельности работника, которой он утверждает себя как личность, имеющую общественную значимость. В связи с этим, появились веские основания для включения в рынок труда и рынка рабочих мест. Традиционное представление о том, что рынок труда есть лишь рынок живого труда (рабочей силы), опрокидывается требованиями рыночных хозяйственно-трудовых отношений, которые немыслимы вне отношений по поводу рабочих мест. И это тоже рыночные отношения. Сфера купли-продажи труда заключается как раз в соединении рабочей силы с рабочим местом. Это означает, что купля-продажа рабочей силы есть в то же время купля-продажа рабочего места, а рынок труда есть единство рынка рабочей силы и рынка рабочих мест. Усложнение рынка рабочей силы усложняет и рынок рабочих мест, и рынок труда в целом: 1) начинает чётко вырисовываться спрос и предложение не только на рабочую силу, но и на рабочие места; 2) возникает и обостряется конкуренция между наёмными работниками по поводу рабочих мест; 3) появляются понятия цены и стоимости рабочего места, т.е. в отношении к рабочим местам начинает обнаруживаться подход как к особому товару, который находится на особом рынке – на рынке труда. Таким образом, рабочее место – это место приложения труда отдельного работника, которое имеет строго определённое предназначение для выполнения той или иной производственной функции, содержит только ему присущие предметы и средства труда (оборудование, инструменты, сырьё, материалы и т.п.); оно имеет своё особое расположение и связь в системе рабочих мест предприятия (фирмы), а будучи приведённым в действие живым трудом наёмного работника, даёт свой особый результат (продукт, услугу, функцию).
Исходя из вышеизложенного, рабочее место – это пространственная зона трудовой деятельности: - оснащенная необходимыми основными и вспомогательными средствами; - определенная на основании трудовых и других норм; - закрепленная за одним или группой работников для выполнения определенных производственных или управленческих работ.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|