В последние десятилетия появляются все новые теории, направленные на выявление природы внешних факторов цикличности. Значительный интерес в этом отношении представляют теории, выделяющиеся в качестве внешнего фактора цикличности деятельность современного государства.
Исследование роли государства в выявлении причин кризисов и циклов на современном этапе связано, прежде всего, с разработкой двух направлений: равновесного делового цикла и политического делового цикла. Истоки этих двух концепций, как правило, относят к идеям Ф. Хайека и М. Калецкого, высказанным соответственно в 30-40 годах нашего века. Однако в своем современном виде формирование данных концепций приходится на середину 70-х годов.
Теория равновесного делового цикла отражает развитие идей такого направления экономической науки, как монетаризм. Согласно этой теории государства во многих западных странах в послевоенный период выполняют наряду с многими присущими ей функциями роль своеобразных генераторов денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия, и таким образом поддерживают циклические колебания в общественном воспроизводстве. Первые шаги в развитии данной теории связаны с именами М. Фридмена (основоположника монетаризма) и А. Шварца, который в своей фундаментальной работе «История денежного обращения в США, 1867-1960 гг.» доказывали, что движение делового цикла управляется изменениями темпов роста денежной массы, находящейся в обращении.
В 70-80-х годах данная точка зрения стала активно разрабатываться также представителями теории рациональных ожиданий. Если монетаристы считают, что государство может спровоцировать цикл, пользуясь недостаточной осведомленностью людей об истинном содержании и целях различных направлений государственной экономической политики, то сторонники теории рациональных ожиданий сходят в данном вопросе из противоположных соображений. Они считают, что предприниматели и население, напротив, в целом настолько рациональны в своем поведении и настолько научились благодаря происходящей информационной революции оценивать и распознавать истинные мотивы тех или иных экономических решений государственных органов, что могут всякий раз своевременно отреагировать на данные государственные решения своеобразно своей выгоде. В результате, как правило, цели государственной политики остаются нереализованными, а явления экономического спада или подъема принимают более ярко выраженный характер. Даже небольшие (первоначальные) перепады в уровне экономической активности превращаются в явно циклические.
Предположим, в экономике наблюдается тенденция к спаду. Государство, стремясь ее преодолеть, понижает налог на капиталовложения, а именно – предоставляет, например, предпринимателям скидку, позволяющую не уплачивать налог с 10% их инвестиционных расходов. Такая мера, безусловно, приведет к росту инвестиционных расходов, что будет стимулировать спрос и тем самым предотвратит спад в экономике. Подобная цепочка развития событий послужит для государственных органов доказательством того, что фискальная политика является эффективным средством для сглаживания цикличности, и при наступлении следующего спада государство опять предпримет такие же меры. Но если государство несколько раз воспользуется данным приемом, то при наступлении очередного спада хотя бы часть предпринимателей решит, что им не стоит торопиться с капиталовложениями, пока государство не снизит налог. В результате произойдет временная отсрочка инвестиций, которая сначала приведет к усилению уже наметившегося спада, а затем, когда государство действительно снизит налог, к более сильному, чем обычно, потоку инвестиций. В результате государство своей антицикличной политикой усилит и фазу спада, и фазу подъема в экономике, т.е. усугубит, а не смягчит циклические колебания.
Авторами первоначального варианта теории политического делового цикла являются американские экономисты В. Нордхаус и Д. Макрэ. Эта теория базируется на следующих исходных предпосылках. Во-первых, предполагается, что зависимость между уровнем безработицы и инфляции определяется по типу кривой Филлипса, т.е. что существует обратная зависимость между данными величинами: чем меньше безработица, тем быстрее растут цены. Во- вторых, принимается предпосылка, что экономическое положение внутри страны существенным образам влияет на популярность правящей партии. В качестве главных экономических показателей, на которые реагирует население, выделяются темпы инфляции и норма безработицы, при этом считается, что чем ниже их уровни, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на предстоящих выборах за правящую партию или президента. В-третьих, основной целью внутриэкономической политики правящей партии признается обеспечение своей победы на очередных парламентских (президентских) выборах.
|