Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инсоляцию.
Антициклическая и антиинфляционная политика государства призвана смягчить отрицательные последствия.
Все современные экономисты признают, что:
1) государство в состоянии существенно сгладить циклические колебания (а некоторые экономисты полагают, что государство в условиях регулируемой экономики может полностью эти колебания устранить);
2) государство осуществляет регулирование с целью достижения макроэкономического равновесия и экономической стабильности;
3) в фазе кризиса и спада все мероприятия государства должны быть направлены на поддержание и стимулирование деловой активности;
4) в фазе подъема и бума государство проводит политику сдерживания с целью предотвращения перегрева экономики;
5) в условиях открытости национальной экономики каждой страны перед мировым сообществом, и, прежде всего перед мировым рынком, государство должно учесть влияние внешнеэкономических факторов.
Конкретные мероприятия по реальному воплощению этих принципов государственного антициклического регулирования, предлагаемые сторонниками разных направлений и течений, весьма и весьма различны. Условно все эти различия во взглядах можно свести к двум направлениям – неокейнсианскому и неоконсервативному.
Неокейнсианское направление поощряет регулирующую роль государства; неоконсерватизм всемерно ограничивает эту роль. Неокейнсианство ориентирует государство на регулирование совокупного спроса; неоконсерватизм ориентируется преимущественно на экономическую теорию предложения, отказ от доктрины Дж. М. Кейнса, на процесс дерегуляции. Неокейнсианство в качестве основного объекта регулирования берет национальное хозяйство в целом, и поэтому в центре его внимания макроэкономика. Неоконсерватизм в качестве основного объекта регулирования берет деятельность отдельных фирм, и поэтому в центре его внимания микроэкономика, создание стимулов для предпринимательской деятельности фирм.
Основным инструментом антициклического регулирования неокейнсианское направление считает налоговобюджетную политику, т.е. увеличение или уменьшение расходов государства, манипуляцию с налоговыми ставками. Неоконсервативное направление большее внимание уделяет денежно-кредитной политике, вопросам объема денежной массы. В конечном счете, все инструменты последователей неокейнсианской концепции направлены на регулирование совокупного спроса, т.е. на повышение спроса в периоды кризисов и депрессии и на снижение спроса в периоды подъема и бума. Все инструменты сторонников неоконсерватизма направлены на регулирование совокупного предложения, т.е. на стимулирование его в периоды кризисов и депрессий и на сдерживание его в периоды подъема и бума.
Перейти на страницу: 1 2 3
|