Конкуренция - это один из важнейших признаков рыночного хозяй-
ства, определяющий его сущность.
Понятие “конкуренция” происходит от латинского concurrere -сталкиваться. Оно означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров.
Из определения конкуренции ясно главное условие ее существования - наличие свободного рынка. Действительно, только в условиях рыночного хозяйства возможно наличие нескольких конкурирующих субъектов, которые могут свободно изменять цены, качество и условия продажи товара, т.е. применять главные орудия конкуренции.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживавшие - экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свою продукцию подороже, но конкуренция вынуждает их снижать цены, чтобы привлечь покупателей. В этих целях на рынке применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким ценам.
В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто готов приобрести товар по самой высокой цене ( такое часто бывает в условиях дефицита товара).
В борьбе между продавцами и покупателями выигрывают те, кто более сплочен и имеет возможность навязать выгодную для себя цену.
Различают разные виды конкуренции:
- конкуренция определенного товара;
- видовая конкуренция (по цене и качеству);
- ценовая и неценовая конкуренция;
- совершенная и несовершенная конкуренция и др.
В экономике наибольшую роль играет деление конкуренции на совершенную и несовершенную (монополистическую).
|