В современных условиях монополии часто существуют в форме моно-полистических союзов. При этом все фирмы, составляющие отрасль, объединяются в союз и выступают либо как одна фирма, либо как неконкурирующие компании.
Существует несколько организационных форм таких монополистических союзов.
Картели - монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
Синдикаты - монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции.
Тресты - монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров.
Концерны - многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвленной технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.
Конгломераты - объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие произвоизводственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы. Ценообразование в условиях монополии
Иногда думают, что монополист совершенно свободен в назначении цен. Но это не совсем так.
Действительно, цель монополии - получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке, т.е. установления монопольной цены. Но при этом цена не должна быть чрезмерно высокой. Конечно, монополист может продать некоторое количество своего товара и по очень высокой цене. Но если монополист снизит цену, спрос возрастет, и прибыль может быть ( и часто бывает) выше,чем при очень высокой цене. То есть монополист ищет уровень цен, при котором прибыль была бы максимальной.
|