Очевидно, что вмешательство монополии в процесс рыночной саморегуляции ведет к перераспределению общественного богатства в ее пользу. Поэтому государство часто принимает меры, препятствующие монополизации рынка. Но кроме административных мер, применяемых правительством, существуют и экономические факторы, противодействующие монополизации рынка, которые свойственны самому рынку. Все эти факторы показаны в таблице 2.
http://sportcity74.ru/ обзор трубки для плавания. Таблица 2 Факторы,противодействующие монополизации рынка
Экономические, свойственные самому рынку |
Административные меры, применяемые правительством стран |
1) Появление товаров - субститутов
2) Частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат НТР
3) Интернационализация рынка |
1) Антистрессовое законодательство, препятствующее тайным сговорам, направленным на поддержание монопольной цены и установление контроля над предложением
2) Принудительная демонополизация
3) Налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены |
Наиболее известно антимонопольное законодательство, принятое в США в конце XIX- начале ХХ века. В это время экономика США развивалась спонтанно и была близка к модели совершенной конкуренции. Но так как экономика не контролировалась государством, то многие крупные фирмы стали монополистами в своей области( это естественный процесс, когда фирма, победив соперников в конкурентной борьбе, становится монополистом). Таким образом возникла угроза экономической демократии в США, которая, в свою очередь, является основой демократии политической. Государство вынуждено было принять антимонопольное законодательство. В него входят 3 законодательных акта.
1) Закон Шермана(1890 год), запрещающий тайную монополизацию торговли, захват контроля и сговор о ценах.
2) Закон Клейтона ( 1914 год), запрещающий ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию( не для всех предприятий).
3) Закон Робинсона - Пэтмэна(1936 год), запрещающий ограничительную деловую практику в области торговли, в том числе и ценовую дискриминацию.
Но для того, чтобы применять эти законы, надо решить ряд вопросов. Во-первых, какой уровень цен надо считать чрезмерно низким или высоким, что свидельствовало бы о монополистическом захвате контроля над ценами? Во-вторых, какой процент отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? В связи с тем, что эти вопросы очень трудно решить, возникает проблема: когда нужно применять антимонопольные законы и нужно ли применять их вообще? По этому поводу американский экономист П.Самуэльсон писал:” Это (закон Робинсона-Пэтмэна) и другие предложения закона способствуют ограничению конкуренции.Вместо того, чтобы снизить цену в пользу потребителя, он был направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны.”[Чепурин, с.193].
Таким образом, кроме установления препятствий монополизации рынка, антимонопольное законодательство имеет и негативную сторону: оно ограничивает конкуренцию и, следовательно, затормаживает развитие наиболее успешных компаний и внедрение технических новшеств.
|