Степень власти над ценой в условиях олигополии можно подсчитать по следующей формуле:
H = S12 + S22 + .+ Sn2 = SSi2
где Н - степень контроля над ценой
S1, S2 и.т.д.- объем продаж каждой фирмы в процентах
Исходя из этой формулы, в условиях чистой монополии H= 1002=10000
В условиях совершенной конкуренции, если на рынке действуют 100 фирм и на каждую из них приходится 1% объема продаж, H = 12 + 12 + .+12 = 100.
Очевидно, что,чем больше количество предприятий, тем меньше контроль над ценами. Но если одна из фирм занимает явно лидирующее положение, степень контроля над ценами резко увеличивается. В таком случае возникает так называемое лидерство в ценах: компания-лидер устанавливает цену, на которую ориентируются все остальные предприятия отрасли. В этом случае конкуренция приобретает неценовой характер.
Но ценовая конкуренция невыгодна и при отсутствии компании-лидера.В этом случае уровень цен на продукцию разных компаний примерно одинаков, и снижение цены одной компанией не приведет к такому повышению спроса, который обеспечил бы увеличение прибыли.
|