Актуальность проблемы исследования. На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем разного уровня: от народного хозяйства в целом до отдельных предприятий. Начало рыночных реформ в 90-е годы коренным образом изменило ее внешнеэкономическую политику: прежняя ориентация на относительную замкнутость и экономическое взаимодействие преимущественно с республиками бывшего СССР, восточноевропейскими и некоторыми другими странами уступила место курсу на открытую экономику. Новый курс, исходя из глобальных задач модернизации российского общества, направлен на формирование эффективной и конкурентоспособной экономики и должен способствовать органичному и выгодному включению нашей страны в мировое хозяйство.
Несмотря на трудности нынешнего переходного периода и сложность включения экономики России в мирохозяйственные связи, среди экономистов и управленцев, теоретиков и практических работников, законодателей продолжается интенсивный поиск соответствующих новым экономическим реалиям форм и методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в целом и внешней торговли в частности. С принятием новой Конституции Российской Федерации (1993 г.) становится все более очевидным перемещение значительной доли такого регулирования с общегосударственного уровня на уровень субъектов РФ. Это является логическим следствием децентрализации управления посредством федерализации, постепенного отказа государства от монополии на внешнюю торговлю, либерализации внешнеэкономической деятельности, получения регионами и предприятиями права самостоятельного выхода на внешний рынок. Появилась возможность и необходимость для реализации конституционно гарантированных полномочий в области управления внешнеэкономической сферой каждому субъекту РФ иметь региональный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, сопряженный с общим механизмом регулирования смешанной экономики, создаваемой в России.
За минувшее десятилетие самостоятельной деятельности на внешних рынках многие отечественные предприятия и объединения в регионах при остром дефиците квалифицированных специалистов по внешней торговле были вынуждены обратиться к помощи специализированных независимых фирм, выступающих в качестве внешнеторговых посредников. Инициированный потребностью предпринимателей, не имеющих опыта работы ни во внутренней, ни особенно во внешней сфере обращения, но стремящихся во что бы то ни стало попасть на внешние рынки, процесс создания института торговых посредников со временем приобрел самостоятельную экономическую жизнь в рамках структуры национальной экономики. Этому процессу в России в решающей степени способствовал переход ее экономики к рыночной системе.
Сегодня, когда институт внешнеторговых посредников стал неотъемлемым элементом коммерческой инфраструктуры российского общества, выстраивание региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности без учета деятельности института торговых посредников является некорректным. Между тем в современных исследованиях, посвященных регулированию внешнеэкономической деятельности регионов, этот аспект практически остается неисследованным.[1]
Особую остроту проблеме исследования придает непризнание де-юре института торгового посредничества, потому что пока в России, в отличие от других стран, не существует ни специального закона, закрепляющего нормы, касающиеся посредников, ни отдельных положений по этому вопросу, например, в новом Гражданском кодексе (ГК РФ).[2]
В этих условиях исследование складывающихся в экономической практике форм и методов регулирования внешнеэкономической деятельности торговых посредников является актуальной проблемой не только экономической, но и других смежных наук.
Актуальность данной проблеме придает и неопределенность в оценке коммерческого посредничества, его роли в стабилизации нынешнего экономического развития России. С одной стороны, ряд экономистов, наблюдая за постепенным вытеснением за счет импорта с внутреннего рынка отечественных товаров, требуют восстановления контроля за экспортом и импортом, введения монополии на ряд статей экспорта и полного лицензирования импорта как основного источника бед российских товаропроизводителей. При этом они предлагают волевым решением со стороны государства сократить число посреднических структур, осуществляющих внешнеторговые операции, закрыть доступ на внешний рынок“челнокам” и другим мелким посредникам.
Перейти на страницу: 1 2 3
|