Можно предложить следующие схемы, направленные на совершенствование механизмов перераспределения капиталов в отрасли, ориентированные на внутренний рынок и обладающие наибольшим потенциалом роста добавленной стоимости. Часть этих мер имеет рыночный характер и непосредственно относится к кредитно-денежной политике, другая часть направлена на более активное встраивание предприятий в инфраструктуру финансовых рынков[4].
К мерам рыночного характера относятся:
Перенесение приоритетов кредитно-денежной политики с поддержания стабильного валютного курса (на практике означающее его укрепление в реальном выражении) на достижение приемлемых для основной массы предприятий (в пределах 8-10% годовых) процентных ставок по инвестиционным кредитам. Для этого требуется достижение низкого уровня реально действующих безрисковых процентных ставок (доходность гособлигаций, ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБР), а также комплекс мер по снижению инвестиционных рисков (макроэкономическая и политическая стабильность, своевременное обслуживание внешнего долга, создание стабилизационных механизмов для снижения зависимости от мировых цен на сырьевые товары российского экспорта, повышение правовой защиты инвесторов). Однако уровень безрисковой процентной ставки будет ограничен снизу уровнем ожидаемой инфляции, и в ближайшие годы вряд ли может быть существенно снижен.
Изменение характера увеличения денежного предложения. Увеличение денежного предложения должно осуществляться не путем расширения эмиссии денежной базы (в зависимости от изменения платежного баланса), как это происходило в 1999-2001 гг., а за счет повышения денежного мультипликатора, т.е. показателя качества кредитной системы. В 2001 г. мультипликатор увеличился с 1,59 до 1,68, однако это все еще очень низкий уровень. Резервы для дальнейшего повышения мультипликатора существуют. Это, во-первых, снижение нормы избыточных резервов, а во-вторых, снижение соотношения наличные деньги/депозиты>.
Меры, относящиеся к стимулированию инвестиционной активности путем встраивания предприятий в инфраструктуру финансовых рынков:
Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам и купонных выплат по облигациям. Поскольку снижение рыночных процентных ставок до уровня, достаточного для повышения спроса промышленных предприятий на кредитные ресурсы, в ближайшие несколько лет труднодостижимо (из-за высокого уровня инфляции и высоких инвестиционных рисков), то на этот переходный период можно разработать систему субсидирования (органами федеральной/региональной власти) стратегически перспективным предприятиям части процентных выплат по банковским кредитам/облигационным займам, привлеченным для финансирования отдельных высокоэффективных инвестиционных проектов.
Для данной схемы (субсидирования процентных выплат по кредиту) в настоящее время перспективными представляются инвестиции в динамично растущие отрасли, требующие относительно небольших капитальных затрат и с небольшими сроками окупаемости проектов (малый бизнес, строительство жилья, пищевая промышленность, hi-tech - производство микроэлектроники, биотехнологии). В то же время внешнее финансирование инвестиционных расходов для таких предприятий затруднено - банковские кредиты дороги и недоступны на срок более 1-2 лет, выпуск облигаций требует больших затрат в связи с отсутствием кредитной истории.
Для инвестиционных проектов, требующих крупных инвестиций на длительный срок, можно использовать иные схемы рефинансирования.
В частности, на базе ЦБР может быть создано специализированное агентство по рефинансированию инвестиционных кредитов коммерческих банков предприятиям (федеральное кредитное агентство). Привязка к ЦБР представляется логичной, поскольку именно в функции Банка России входит рефинансирование коммерческих банков.
Коммерческий банк, предоставляя долгосрочный кредит предприятию на инвестиционные цели, имеет право обратиться в данное агентство для получения рефинансирования путем выкупа кредита. Условия выкупа должны быть четко сформулированы и одинаковы для всех банков, они могут учитывать отраслевые приоритеты, требования к финансовому состоянию заемщика, кредитной истории и качеству обеспечения, критерии эффективности и приемлемый уровень риска проекта. Затем агентство эмитирует ценные бумаги (инвестиционные облигации), обеспеченные пулами однородных инвестиционных кредитов, подбираемых по срокам, доходности, рискам. Сумма основного долга и проценты по этим обязательствам выплачиваются конечным инвесторам за счет сумм, поступающих в погашение инвестиционных кредитов, объединенных в пул.
Возможны несколько вариантов государственной поддержки деятельности агентства: гарантии Правительства РФ (администраций субъектов РФ) по облигациям агентства; субсидирование деятельности агентства, в частности, низких процентных ставок; установление обязательной доли данных облигаций в инвестиционных портфелях пенсионных фондов (в том числе ПФР) и в резервах страховых компаний; налоговые льготы по данным облигациям.
|