Одним из основных аспектов промышленной политики является разработка методологии определения и выявления депрессивных районов. Свердловская область, по мнению автора, как раз таковым и является.
Основными признаками[6] проблемных регионов являются:
1) Особая кризисность проявления какой-либо крупной проблемы, нерешённость которой создаёт угрозу социально-экономической обстановке страны, может привести к политической нестабильности, вызвать катастрофическое состояние природной среды итп.;
2) Наличие ресурсного потенциала, использование которого крайне необходимо для решения важнейших социально-экономических проблем страны;
3) Особое значение экономико-географического, геополитического положения или природного комплекса региона, что обуславливает необходимость реализации специальных мероприятий государственного регулирования на уровне федеральных органов власти;
4) Недостаток собственных ресурсов региона, требующихся для решения возникающих проблем федерального или регионального значения, что предполагает обязательное прямое или косвенное участие государства в оказании региону материальной и организационной помощи;
5) Целесообразность использования программно-целевого подхода, специальных форм реализации программ и официального оформления статуса проблемного региона как объекта государственного регулирования.
Среди депрессивных регионов выделяются две основные группы:
1) «дореформенные» депрессивные регионы, спад развития которых начался ещё до 1992 года и в процессе реформы их положение ухудшилось;
2) «новые» депрессивные регионы, которые прежде имели стабильный уровень развития, но в последние годы (в основном в связи изменением рынка сбыта своей продукции и условий выхода на рынок) оказались в состоянии стагнации и не могут самостоятельно выйти из него. К их числу могут быть отнесены регионы, оказавшиеся в бедственном положении из-за распада СССР, когда сразу «оборвались» наряду с экономическими технологические связи по поставкам сырья и сбыту готовой продукции.
В качестве депрессивных и отсталых можно выделить таксоны 4 уровней:
1) регионального – части краёв, областей, республик в составе России, автономных округов (низовые административные районы или их группы, отдельные города);
2) субъектов федерации (в существующих границах);
3) зонального (межрегионального) – пограничные смежные районы соседних субъектов федерации, рассматриваемые как единый депрессивный или отсталый район, совокупность субъектов федерации, выступающих при определённых условиях как единый депрессивный регион;
4) местного (локального). Это относится в основном к внутренним проблемам столичных городов, областных, краевых и республиканских центров и к другим локальным проблемам субъектов федерации, сконцентрированных в узких пространственных ареалах
Одна из характерных черт России это то, что страна отличается невиданной для практики развитых стран дифференциацией региональных условий. Для инвестора, в этом случае, первоочередное значение имеет именно выбор региона инвестирования. Механизм выбора отрасли носит в целом стандартный характер, хотя и он существенно модифицируется из-за переходного характера российской экономики, обуславливающего исключительно высокую значимость субъективного фактора качества управления. Известны процветающие и бурно развивающиеся предприятия, относящиеся к заведомо «провальным» отраслям, и стагнирующие компании, обречённые, казалось бы, на процветание в силу своей отраслевой принадлежности.
Механизм же выбора региона – объекта инвестирования – практически отсутствует. Актуальность этой задачи ещё в 1994 году превратила её в своего рода «Великую теорему Ферма» российской консалтинговой мысли, однако достигнутые в этом направлении успехи носят, к сожалению, весьма частный характер.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|