Проблема инвестиционной активности является одной из ключевых при выработке политики, направленной на обеспечение стабильности экономического роста. Объём реальных ресурсов для инвестиций на каждом конкретном периоде развития государства в решающей степени зависит от того, какие приоритеты заложены в распределение валового национального продукта – потребление или накопление.
При решении вопросов повышения инвестиционной активности наиболее трудная задача это обоснование цели и средства инвестиционной политики с привязкой дифференцированного подхода в секторах народного хозяйства, различающихся по уровню государственного вмешательства в установление равновесия на соответствующих рынках товара и капитала. В соответствие с таким структурно-избирательным подходом выделим следующие сектора: либерализованный (т. е. крупный бизнес, охватывающий промышленность стройматериалов, пищевую промышленность, автомобильный транспорт и другие отрасли), первичных отраслей и магистральной инфраструктуры (или зоны естественных монополий), аграрный, потенциально конкурентоспособный (главным образом оборонные отрасли), депрессивный (угольная промышленность, значительная часть лесной, частично судостроение, нефтехимия и др.), малый бизнес.
Основной подход к осуществлению инвестиционной политики в либерализированном секторе заключается в стимулировании вложений в другие сферы экономики, что будет оказывать воздействие через межотраслевые связи на состояние сектора. Иными словами, главную роль для стимулирования здесь инвестиционной активности приобретает механизм межотраслевых взаимодействий.
Как показывает анализ, наибольшие возможности экономического роста в либерализированных отраслях, в частности в промышленности строительных материалов и химической промышленности, обусловлены уменьшением затрат на энергоресурсы, транспортные и другие производственные услуги. Уже в ближайшей перспективе неблагоприятную ситуацию с потреблением первичных ресурсов можно улучшить при государственном вмешательстве. Не направляя капиталовложения непосредственно в либерализированную отрасль, государство может стимулировать путём предоставления финансовых льгот (налогового кредита, уменьшения налога на прибыль и т.д.) инвестиции, связанные с внедрением ресурсосберегающих технологий в данном секторе. Среди первоочередных мер инвестиционной политики выделим прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народнохозяйственного значения и их финансовое стимулирование предоставлением налоговых льгот или налогового кредита. Эффект от реализации таких проектов выразится в существенном снижении производственных издержек в либерализованном секторе. Частным, но очень важным примером являются капиталовложения в модернизацию базовых телефонных сетей. Именно неудовлетворительное состояние последних в большинстве крупных городов сдерживает распространение современных видов коммуникаций.
В среднесрочной перспективе реален устойчивый рост инвестиций на базе межотраслевых взаимодействий. Тогда наращивание капиталовложений в гражданское строительство и другие сегменты конечного потребления будет связано с увеличением инвестиционного спроса в промышленности строительных материалов, которое, в свою очередь, сопряжено с ростом инвестиций в ряде либерализованных отраслей перерабатывающей промышленности (в частности целлюлозно-бумажной, электротехнической). Возможности такого развития подтверждаются ожидаемой финансовой эффективностью капитала, складывающейся под воздействием рассмотренных структурных регуляторов. Только при устойчивом саморазвитии либерализированного сектора и становлении в нём полноценного рынка капитала может быть реализован эффект увеличения частных инвестиций, обуславливаемый приростом выпуска продукции.
В дальнейшем, при успешной реструктуризации производства, расширении границ либерализованного сектора, достижим мультипликативный эффект влияния усиления инвестиционного спроса на экономический рост. Это предполагает долгосрочное наращивание капиталоотдачи. Вместе с тем такой эффект будет ограничен. Увеличение спроса в данном секторе сдерживается импортозамещением потребительских товаров, сильной конкуренцией со стороны зарубежных производителей на рынках товаров производственного назначения, дальнейшим ухудшением добычи и переработки первичных ресурсов, возрастанием затрат экологического характера. Только на отдельных сегментах рынка возможен ускоренный рост, существенно превышающий его по другим производственным отраслям.
В настоящее время очень важно государственное вмешательство в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры, где основную часть составляет зона естественной монополии. В топливно-энергетическом комплексе, например, капиталовложения направляются главным образом на экстенсивное наращивание добычи и переработки первичных ресурсов для их дальнейшего экспорта. Решение же стратегической задачи – достижение конкурентоспособности отечественного сырья на мировом рынке – и по качественным, и по затратным характеристикам фактически отодвигается на второй план. Об этом свидетельствуют данные по конкретным инвестиционным проектам в ТЭКе, в основном разрабатываемым под эгидой иностранных инвесторов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|