2) К растущим относятся отрасли, где продукция в перспективе будет пользоваться опережающим спросом.
3) Для стадии стабильного развития отрасли характерна устойчивая работа предприятия и уровень доходности равен среднему в экономике страны.
4) Увядающие отрасли – производящие устаревшую продукцию и работающие на устаревшей технологии.
На мой взгляд, наиболее приближена к российским условиям следующая классификация - все отрасли разбиваются на 5 групп:
1) Кризисная отрасль – отрасль, характеризующаяся резким падением объёмов производства;
2) Депрессивная отрасль – отрасль, которая имеет неясные перспективы развития, находится в состоянии застоя. Темпы развития и доходы в ней близки к нулю;
3) Стабильная отрасль – отрасль, имеет устойчивый и перспективный рост, который должен быть выше среднего по стране;
4) Перспективная отрасль – это, прежде всего отрасль, обладающая потенциалом развития, имеющая инвестиции под чёткие, целенаправленные комплексные программы. Также она характеризуется малым объёмом производства (т.е. в настоящий момент находится в стадии зарождения), но в скором будущем может иметь наибольший эффект от вложения денежных средств
5) Отрасль, находящаяся в стадии роста имеет в настоящий момент наибольшую рентабельность. Предприятия отрасли работают на полную мощность и не имеют проблем со сбытом своей продукции. В экономике страны, находящейся на стадии кризиса их обычно нет.
Недостатком всех вышеперечисленных классификаций является использование разного набора индикаторов для характеристики устойчивости отраслевых комплексов к кризисным явлениям. Анализ ситуации в отраслевых комплексах на региональном уровне предопределяет необходимость сравнения возможностей отраслей, что вынуждает признать наиболее приемлемой классификацию, в основу которой заложены параметры спада объёмов производства и роста цен. Согласно данной классификации кризисные отрасли характеризует резкое снижение производства при большом росте цен; депрессивные – резкое снижение производства при небольшом росте цен; стабильные – небольшой рост цен и небольшое снижение производства; растущие – увеличение объёмов производства при стабильных или постепенно увеличивающихся ценах; перспективные – малый объём и медленный рост производства и очень дорогая продукция ввиду её новизны.
Использование для анализа ценового фактора обуславливает выделение группы инфляционных отраслей, для которых характерен значительный рост цен при небольшом спаде производства.
На основании изученной литературы и имеющейся статистической информации, а также показателей, изложенных в пункте 2.1, я предлагаю следующую схему диагностики отраслевых комплексов отдельных территорий для получения рейтингов инвестиционной привлекательности, как административных округов, так и отраслевых комплексов внутри них с учётом экономических, социальных и экологических факторов.
Схема применения методов:
1) Корреляционный анализ
2) Факторный анализ
3) Метод экспертных оценок
4) Дисперсионный анализ
Благодаря их использованию мы от большого количества начальных признаков переходим к ограниченной группе независимых показателей, по которым можем производить мониторинг. Данный комплекс методов позволяет:
1) рассматривать сколь угодно большой комплекс начальных показателей;
2) производить математически строгую обработку информации, что даёт возможность избегать субъективизма при анализе;
3) рассматривать множество вариантов подходов, отражающих часто не только разные точки зрения научных исследований, но и меняющиеся во времени позиции государственных органов.
Итак, изучив методологию выявления путей повышения инвестиционной активности в промышленном комплексе, можно сделать ряд выводов.
Сначала необходимо выбрать круг показателей, которые будут классифицировать факторы, определяющие инвестиционную ситуацию. Это так называемые индикаторы, которые имеют как реальное значение данного региона, так и эталонное значение (норматив). Поэтому задача оценки инвестиционного потенциала региона состоит, по сути, в определении целесообразного набора индикаторов и установлению эталонных значений. Причем эти индикаторы измеряются ни столько в количественном значении, сколько в качественном.
Перейти на страницу: 1 2 3
|