Не ставя себе задачу определить наиболее верный метод диагностики, я рассмотрел несколько вариантов, характеризующих подходы к этой проблеме.
Исходная база формировалась из показателей динамического ряда, начиная с базового 1990 года и заканчивая 2001 годом в сопоставимых ценах конечного года. Рассматривались объёмы производства продукции предприятий, численность занятого персонала, финансовые результаты, данные об экспорте продукции, среднемесячная заработная плата персонала и другие показатели. Наряду с этим в исходную базу были также включены расчётные показатели: среднегодовые темпы роста объёмов производства, доля произведённой продукции, экспортированной за пределы РФ, среднегодовые темпы изменения численности занятого персонала, среднегодовые темпы изменения среднемесячной заработной платы, а также данные по рентабельности производства и производительности труда.
Для проверки выдвинутых гипотез была выбрана отрасль «Цветная металлургия».
По каждому предприятию из таблицы были рассчитаны показатели, указанные в пункте 2.1, касающиеся экономических и финансово-промышленных факторов. А факторы, определяющие уровень деловой инфраструктуры, социальные и экологические факторы, которые по своей сути являются фоновыми, были рассчитаны на весь округ. Из исходной базы благодаря применению методов корреляционного анализа были исключены сильно коррелированные признаки, и база данных стала включать определённые признаки для каждого объекта.
На втором этапе полученная база данных была проанализирована методами факторного анализа с целью установления общих закономерностей, определяющих сущность изучаемого явления и заменой группы коррелированных показателей расчётной синтетической величиной по каждому фактору.
На третьем этапе были интерпретированы полученные данные – оценен инвестиционный потенциал отрасли, и даны рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности предприятий, в нее входящих.
Таблица 1
Стартовые условия вхождения территории в рынок
Название территории |
Площадь, тыс. кв. км. |
Численность населения, млн. чел. |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
Объем внешней торговли, млрд. долл. |
Свердловская область |
194,7 |
4,7 |
15,9 |
3,2 |
Курганская область |
71,5 |
1,1 |
1,4 |
0,7 |
Тюменская область |
1435,0 |
3,2 |
5,8 |
7,2 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
534,8 |
1,3 |
2,9 |
3,8 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
750,0 |
0,5 |
1,7 |
3,1 |
Челябинская область |
87,9 |
3,7 |
4,6 |
2,7 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|