Для расчета рейтинга инвестиционной привлекательности предприятий цветной металлургии были выбраны следующие показатели:
1) Относительная рентабельность (R) – отношение рентабельности по реализованной продукции (Rпр) к рентабельности по произведенной (Rпп). Чем выше этот показатель, тем меньше у предприятий проблем со сбытом.
2) Износ основных фондов (И). Чем выше данный показатель, тем сильнее предприятию требуются инвестиции на замену изношенного оборудования.
3) Темп роста цен (Jц) – отношение цены текущего периода (Цпт) к цене предыдущего периода (Цпп). При прочих равных условиях, чем выше индекс цен, тем выше спрос на продукцию отрасли.
4) Уровень зарплаты (ЗП). Чем выше показатель, тем больше у предприятия возможностей привлекать квалифицированную рабочую силу.
5) Нетто задолженностей (N) – отношение просроченных кредиторской (КЗ) и дебиторской задолженности (ДЗ). Этот показатель отражает потенциальную кредитоспособность предприятия.
6) Темп спада (Jс) – отношение произведенной продукции в 2001 году (Qпп2001) к уровню 1990 года (Qпп1990).
7) Экспортоспособность (ЭС) – доля экспорта (Э) в произведенной продукции (Qпп).
8) Уровень загруженности (УЗ) – отношение объёма произведенной продукции (Qпп) к полной мощности оборудования (М). Индекс позволяет оценить способность предприятия в короткие сроки нарастить выпуск продукции при благоприятной конъюнктуре.
Вышеперечисленные показатели были рассчитаны для 10 ведущих предприятий отрасли по объему выпущенной продукции. В дальнейшем, они были сравнены с соответствующими средними показателями для отрасли за последние 11 лет (,,,,,), по которым у исследователя имеются данные. В результате чего, был составлен рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий цветной металлургии. Далее представлены результаты расчетов согласно вышеизложенной методике. (См. Приложение I. таблицы №2 и 3.)
В таблице 2 Приложения I. рассчитаны среднеотраслевые значения выбранных показателей, и соответствующие им значения показателей 10 ведущих предприятий отрасли.
В таблице 3 Приложения I. предприятия проранжированы по инвестиционной привлекательности.
Методика составления рейтинга:
1) Соответствующий показатель предприятия относился к среднеотраслевому.
2) Результаты данной операции складывались, причем, в зависимости от экономического смысла, брались прямые или обратные величины. Таким образом получалась величина А.
3) Предприятие, имеющее наивысшую величину А, получало рейтинг 1. Предприятие, имеющее наименьшую А, получало рейтинг 10 и т.д. в порядке возрастания.
Обращает на себя внимание тот факт, что инвестиционная привлекательность предприятия сильно коррелирует с уровнем его экспортоспособности и уровнем заработной платы сотрудников. Причины этого легко объяснимы. Зарубежные партнеры, как правило, платят больше, и у них, что гораздо важнее, строже платежная дисциплина. Такой же строгой корреляции показателя износа основных фондов не наблюдается, однако предприятия, находящиеся в верхней части рейтинга, имеют данный показатель близкий к среднеотраслевому.
Гораздо труднее объяснить отсутствие какой-либо статистически значимой связи между показателем относительной рентабельности и итоговым рейтингом. По мнению исследователя, разгадка может лежать в несовершенстве Российской бухгалтерской системы, искажающей реальные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
|