Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.
Первоначально рынок рассматривался как базар
, место розничной торговли
, рыночная площадь
. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист – математик О.Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целомвсякий район
, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно – денежных отношений возникает возможность разрыва купли – продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций.
В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно – денежного обмена (обращения)
, которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» (М., Политиздат, 1988) указывается, что рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена. Важно подчеркнуть, что рынок – это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей
(Ф.Котлер) или всякой группы людей
, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).
С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта
, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. В результате появляется определение рынка как совокупности «экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно – денежной форме» (Яковец Ю. Революция в экономике. М.,Экономика, 1990). В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей (Машина М.В. Экономическая азбука. М., Международные отношения, 1995; Курс экономики / под ред. Б.А.Райзберга. М.,ИНФРА – М, 1997 и др.).
Перейти на страницу: 1 2 3
|