Экономический либерализм. Господство частной собственности, стремление к максимизации прибыли и конкуренция порождают значительные сложности в совмещении рынка с государственным регулированием. Господствовавшая в развитых странах на протяжении большей части XIX в. доктрина либерализма, в которой теория и практика рыночного саморегулирования нашли наиболее полное воплощение, отводила государству крайне ограниченное место в экономике. Принцип раннего либерализма—“laissez faire”, что можно перевести примерно так: “Пусть делают все, что хотят”. Он получил наиболее полное воплощение в Великобритании в середине XIX в., откуда и пошло определение неограниченных и нерегулируемых рыночных отношений как “манчестерского либерализма”./1/
Идейный фокус либеральной доктрины—свобода. Свобода означает, во-первых, равные экономические возможности для всех, то есть право для каждого начинать экономическую деятельность в соответствии со своими возможностями и интересами и беспрепятственно осуществлять ее в рамках закона, и, во-вторых, служит условием существования конкуренции и эффективного распределения ресурсов. Экономическая свобода, однако, отнюдь не предполагает отсутствие правовых, социальных и иных разумных ограничений на хозяйственную деятельность.
Либеральная доктрина прошла длительный путь развития и трансформации, сохранив, однако, заложенные в ее основу принципы свободы, равных стартовых возможностей, безусловного уважения прав индивида, законности и ограниченной роли государства. Но трактовка этих принципов и требования к полноте их реализации менялись. Возникший на рубеже XIX и XX вв. “социальный либерализм” допускал активное участие государства в социальной сфере, что неминуемо привело к признанию определенных позитивных возможностей государства в экономике./1/
Этатизм (от франц. слова etat—государство) – форма государственнических идеологий, главный идейный соперник либерализма в экономической практике начиная с первой трети XX в. Идейный фокус - подчинение экономической деятельности государства. На рубеже XIX—XX вв. это было характерно для стран, отставших в своем развитии (в т. ч. для России, Германии, Японии).
Но позже этатизм превратился в глобальную экономическую тенденцию.
В этот период необходимость развития крупномасштабного, массового и стандартизированного производства, требующего концентрации ресурсов, наряду с принципиальным увеличением значимости социальной сферы создали предпосылки и потребности усиления государственного регулирования экономической деятельности. Одновременно впервые в истории возникли возможности для управления экономикой из единого центра. ( т.е. коммуникации, связь и транспорт, позволившие объединить народное хозяйство в единое целое.)
Идея государственного регулирования экономики основана на представлении о возможности и желательности в той или иной степени централизованного управления производством и распределением материальных благ. Таким образом, предполагается ускорить развитие экономики, обеспечить быстрые и крупномасштабные сдвиги в производственной, военной и научно-технической сферах и уменьшить социальное неравенство. Государственное регулирование (в крайних его формах—огосударствление экономики) опирается на принципы, противоположные рыночным. Государственная собственность в той или иной степени занимает место частной, эквивалентность обмена заменяется целенаправленным экономическим или административным регулированием цен и финансов, конкуренция нарушается поддержкой нерентабельных производств или государственным монополизмом. Даже в рыночной экономической среде государственное регулирование всегда осуществляется через те или иные формы нарушения, ограничения или “исправления” действия рыночного механизма.
Этатизм, в отличие от либерализма, объединяет значительно более разнородные по социально-экономическому и политическому содержанию теории и направления практической деятельности. Но в их основании всегда лежит активное использование рычагов государственного воздействия на народное хозяйство./1/
В демократических странах этатизм способствовал крупным структурным сдвигам, ускорению роста и социальной стабилизации, но, в конце концов, обернулся бюрократизацией и нарастанием социального иждивенчества.
В 70-х годах возникает потребность в возрождении динамичных и конкурентных форм экономической деятельности. Возникает неолиберальная экономическая политика. Государство сохранило активное и в основном позитивное влияние на социальную, научно-техническую и другие сферы. В отличие от “классического” капитализма, современное государство способно эффективно воздействовать на макроэкономические процессы через денежно-кредитные и другие финансовые рычаги с минимальным вмешательством на микроуровне./1/
|