Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. С середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен. Чаще всего проявляется следующая закономерность - чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.
Косвенные методы включают:
§ регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;
§ регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком;
§ обязательные денежные резервы коммерческих банков;
§ операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Косвенные методы не могут работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной «рыночности». Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а соответственно центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю - продажу ценных бумаг.
Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:
§ прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством;
§ государственное регулирование цен;
§ государственное регулирование пределов заработной платы;
§ государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом;
§ государственное регулирование валютного курса.
Практика прямого регулирования денежной массы широко распространена на западе. США неоднократно в 60х- 70х годах замораживали цены на многие товары. Полтора десятилетия после второй мировой войны понадобилось странам западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф. Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30-х путем жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.
Нормализация валютного курса является абсолютно необходимым для прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций. Реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет интервенций центрального банка, следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет скачкообразно - в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей сдерживать курс и его как бы прорывает. Последнее время Центробанк научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удовлетворения импорта и других текущих платежей политика «игры на понижение» обречена на поражение.
Одно из главных направлений корректировки практики реформ - усиление их социальной направленности. Имеется в виду не просто ослабление отдельных очевидных негативных издержек реформ, а продолжение их в интересах основной массы населения. Результатами первого этапа реформ воспользовалась относительно небольшая его часть - средний и преимущественно верхний класс новых собственников, доходы которых увеличились при снижении покупательной способности большей части лиц наемного труда, пенсионеров и учащихся. Теперь более или менее отчетливо признана необходимость и целесообразность не только возврата к политике стабилизации, но и расширения потребительского спроса и емкости внутреннего рынка. Опыт последних лет достаточно ясно показал, что иначе производство не перестанет сокращаться и тем более не начнет расти.
|