Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию
"суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах"
предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей:
-свободных таможенных зон;
- зон экспортного производства.
В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.
На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот
(Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная о тмена налоговых преференций .
И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности.
Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать
те или иные территории , претендующие н а статус свободной зоны, в пределах
национального экономического пространства.
В результате к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной
политики:
-урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание ;
- относительно крупных комплексных зон свободного предпринимательства;
- формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой зональной практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой;
-усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями и невозможностью создания зон по инициативе
"снизу".
Ряд регионов , не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начал
интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных с таможенных зон (обустройство территории, создание Компании развития и т.п.). Они сумели
мобилизовать необходимые стартовые средства ( кто - частные , а кто -государственные ) , и это предопределило их ближайший успех. Первая по такому пути пошла СЭЗ " Находка " : опираясь на п равительственное постановление о
принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, а
также - специально предоставленным на эти цели бюджетным кредитом Минфина (март 1995 г.), она образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении , но уже без федеральной государственной поддержки, действовали
правительство Московской области ( проект СЭЗ " Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга (СЭЗ "Гавань"), администрация Ульяновска ( зона в районе городского аэропорта).
Напротив , другие крупные территории активизировали усилия по лоббированию
эксклюзивных правительственных решений, гарантирующих им либо воссоздание
прежних, либо получение принципиально новых индивидуальных преференций. Следует отметить , что правительство - вразрез с собственным курсом на организацию исключительно локальных СЭЗ поддалось этому давлению : был восстановлен режим беспошлинной торговли в пределах Калининградской области а в июле 1994 г. была создана зона экономического благоприятствования в Ингушетии - " своеобразная модель оффшорной зоны , весьма далекая от общепринятых стандартов" . Причем, когда в марте 1995 г. все индивидуальные таможенные льготы в РФ были вновь официально отменены, борьба территорий за особые привилегии не опрекратилась . В частности , Калининградская область добилась принятия в ноябре 1995 г. Госдумой РФ отдельного федерального Закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области " , возвращавшего ей режим таможенной экстерриториальности . 22 января 1996 г . этот Закон был подписан Президентом.
К началу 2000 года в РФ на федеральном уровне официально существовало 12 СЭЗ, большая часть из которых была создана ещё в начале 90-х гг. , и сегодня реально функционируют скорее на бумаге , чем на деле.
Перейти на страницу: 1 2 3
|