В ПОСЛЕДНИИ ДЕСЯТИЛЕТИЕ, В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ ЯВЛЕНИЙ, ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Это связано с тем, что информация , отражающая усложняющиеся экономические процессы, как правило , не систематизирована , не сопоставлена, обладает различной степенью достоверности, содержит дублированные сведения и характеризуется избыточностью данных по одним проблемам и недостаточностью данных по другим, что создает трудности в практике принятий решений. Поэтому для получения достаточной информации социальной реальности, динамики происходящих событий в конкретной стране, регионе, пункте необходим специальный сбор и обработка таких сведений, которые наиболее полно отражают социально—экономические изменения, относительно легко поддаются классификации, систематизации и обобщению в количественной форме.
Наиболее эффективным способом решения этих задач предлагает организация мониторинга. Под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным положением.
В настоящие время мониторинг позволяет осуществлять периодический анализ деятельности, состояния и перспектив развития предприятий, организаций, социальных групп и других субъектов общества. В целях создания необходимых условий для реализации государственной политики Правительство РФ проводит мониторинг в различных сферах жизнедеятельности общества. Так, с 1995г. проводится мониторинг социально—трудовой сферы, основная цель которого это непрерывное наблюдение за фактическим положением дел в социально—трудовой сфере для предупреждения и устранения нежелательных тенденций.
С 1995г. проводится мониторинг социально—экономического потенциала семей. В задачи мониторинга входит наблюдения, оценка и прогнозирования социально—экономического состояния семей. С 1999 г. распоряжением Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) было принято решение о введении мониторинга, финансового состояния организаций и учета их платежеспособности, основная цель которого—это непрерывное наблюдение и предупреждения банкротства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению реструктуризации неплатежеспособных организаций. С 2000г. проводится социально—жилищный мониторинг, который определяется как система наблюдения , оценки, анализа и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействие факторов обитание среды на человека. Главной цель социально-экономического мониторинга является сбор , изучения и подготовка информации для принятия и анализа экономических решений на различных уровнях. Это обуславливает две особенности, которым должен удовлетворять мониторинг как система сбора и обработки информации: целевая направленность информационных процессов и максимальная объективность получаемых выводов на каждой стадии переработки данных.
К целям любого мониторинга также относят:
· своевременное прогнозирование и выявление развития негативных процессов, влияющих на качество или состояние экономических процессов , явлений;
· оценка эффективности осуществляемых мероприятий;
· информационное обеспечение управления и контроля.
Основной задачей наблюдения является начальная и текущая идентификация данного процесса. Мониторинг должен базироваться на системной классификации социально—экономических процессов как каркасной основе идентификации.
К задачам мониторинга можно также отнести:
· непрерывное и регулярное наблюдение за количественными и качественными показателями явления и получение оперативной информации о состоянии того или иного явления;
· сбор, хранение, пополнение о обработку данных наблюдения, т. е. объединение информационных потоков, сформированными различными органами—участниками мониторинга;
· своевременное выявление изменений, и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций;
· осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в экономическом явлении;
· создание и ведения банков данных;
· оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных актов по экономическим вопросам.
Наиболее полную картину экономических явлений, их специфику изменений и динамику дает социальная (результаты социальных исследований) и статистическая (данные статистических органов) информация. Поэтому информационной базой мониторинга могут являться данные базовых предприятий, учреждений и др. организаций, не учитываемых государственной статистикой; данные государственной ценрализованной статистической отчетности ; отраслевой статистический отчет ; данные выборочных единовременных обследований предприятий , организаций, регионов, отдельных групп населения, домашних хозяйств.
|