Спрос на землю предъявляют покупатели, которых можно разделить на две группы:
- сельскохозяйственные пользователи– все использующие плодородие почв для производства сельскохозяйственной продукции любого типа;
- несельскохозяйственные пользователи– все, кому земля нужна для строительства зданий, промышленного производства или иных целей, не связанных с использованием плодородия почв.
Для сельскохозяйственных производителей цена земли определяется ее плодородием и в определенной мере местоположением, от которого зависят как почвенно-климатические условия производства, так и затраты на доставку ресурсов и готовой продукции.
Для несельскохозяйственных производителей основных факторов формирования цены земли два:
1) подготовленность участка к использованию (участок, к которому уже подведена вода, газ, электроэнергия и телефонный кабель, будет стоить дороже участка, к которому все это еще только предстоит подвести);
2) местоположение участка.
Так, в городах цены земельных участков тем выше, чем ближе они расположены к центру города или центру деловой активности.
На цену земли влияет также транспортный фактор, то есть удобство сообщения с теми местами, куда надо доставлять готовую продукцию или куда люди ездят на работу. Так, открытие в Москве линии метро до района Бибирево, облегчившее путь жителям, сразу же вызвало рост спроса на жилье в нем, а значит, и цен. За год в этом районе цены жилья возросли на 28%, тогда как в среднем по Москве рост цен составил лишь 11%. Поэтому величина ренты носит неслучайный характер – она, подобно ценам всех остальных ресурсов, прямо зависит от пользы, которую можно извлечь при использовании этого ресурса. Следовательно, рынок земли – при всех его особенностях – вполне успешно решает главную задачу любого рынка: обеспечение наиболее рационального распределения ограниченных ресурсов.
|