В качестве более точного определения, согласно которому будет раскрываться содержание понятия “государственный бюджет”, я приведу следующее “Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального федерального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей…к бюджету относятся также внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение.”[1].
“Следует обратить особое внимание на применение термина “бюджет” в экономической литературе: законах, монографиях, учебниках, научных статьях. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов “форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти”[2]; “основной централизованный фонд денежных средств”[3]; “…совокупность … денежных отношений … как основной финансовый план… как важнейший финансовый регулятор…”[4] Как видно, авторы не соблюдают формальной логики: каждому определяемому объекту (отношению, объекту, документу) свое собственное, только ему присущее определение и соответственно, – “термин”. При этом, никто не называет “финансами” одновременно и финансовый документ, и финансовые ресурсы.”[5]
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.
Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.
Через бюджетную систему реализуются функции бюджета:
1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
3. Контрольная;
Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства – физических и юридических лиц); займы; доходы от государственной собственности (предприятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов – получение в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно:
· заработная плата работников;
· доходы лиц, работающих не по найму;
· предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей);
· рента собственников земли;
· ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).
Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.
Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходах. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяйства, учреждений непроизводственной сферы, экономических районов (административных территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов.
Перейти на страницу: 1 2 3
|