Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств, 39% опрошенных предприятий указали на устаревшее оборудование и технологии. Однако это оценка представляется несколько заниженной, т.к. на 43% анкетированных предприятий износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38% предприятий износ составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий.
Тот факт, что 45% опрошенных назвали основной проблемой вступления в ВТО высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий свидетельствует о недостаточной
информированности большинства из них об уровне мировых цен на энергоносители, на фоне которых цены на потребляемую энергию в России явно занижены. Это обстоятельство однозначно свидетельствует о том, что наши производители не представляют в полной мере последствий для себя при вступлении в ВТО. Таблица 13. Основные проблемы, с которыми столкнутся предприятия при вступлении России в ВТО (по результатам анкетирования предприятий) |
Наименование проблем |
Кол-во предприятий, указавших на проблему |
В % к итогу |
Всего анкет |
506 |
100 |
Устаревшее оборудование и технологии |
197 |
39 |
Отсутствие средств на модернизацию |
141 |
28 |
Ценовая неконкурентоспособность |
121 |
24 |
Неконкурентоспособность по дизайну и качеству |
74 |
15 |
Отсутствие средств научные исследования |
26 |
5 |
Отсутствие подготовленных кадров-специалистов |
52 |
10 |
Сужение внутреннего рынка |
92 |
18 |
Низкое качество комплектующих изделий |
21 |
4 |
Высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий |
227 |
45 |
Несовершенство законодательства, стандартов и сертификатов |
47 |
9 |
"Наводнение" рынка импортом |
68 |
13 |
Источник: Российский союз товаропроизводителей. |
При всей условности приведенных оценок уровня конкурентоспособности, их ценность не следует подвергать сомнению. Это, конечно, весьма "усредненные" характеристики и специалистам хорошо известно, что большинство отраслей обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно конкурентоспособно или не конкурентоспособно.
Однако, не все так безнадежно: приведенные данные лишний раз свидетельствуют о том, что в российской экономике уже сегодня сформировался целый ряд производств, способных на равных конкурировать с продукцией зарубежных производителей, с одной стороны, и кроме того - значительная часть производств обладает потенциалом роста своей конкурентоспособности.
Приведенные выше сводные отраслевые оценки серьезно корректируются анализом реального положения дел в отраслях. По данным, например, Международной Торговой Палаты, в силу высокого морального и физического износа производственного капитала и его низкого технико-технологического уровня, конкурентоспособной реально является продукция не в целом названных отраслей, а только их отдельных подотраслей. В секторах низкой степени переработки это, например, низкопередельный металл в черной металлургии, первичный алюминий в цветной металлургии, промежуточные продукты в химической промышленности и т.п.
В равной мере это относится и к довольно большому числу товаров российского перерабатывающего комплекса массового ассортимента (от трикотажных изделий до элементной базы электронной промышленности), которые конкурентоспособны по качеству и ценам и, на практике, находят сбыт на рынках промышленно развитых стран среднего уровня развития. Однако дальнейшее укрепление экспортного потенциала указанных секторов тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, расширением государственной поддержки экспортной деятельности, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию производства. В сводном виде представление о конкурентоспособности отдельных товаров российского экспорта на мировых рынках дают следующие данные, подготовленные экспертами ВНИКИ - табл. 14. Таблица 14. Оценка конкурентоспособности отдельных видов российской продукции |
Товар |
Конкурентоспособен на крупных мировых рынках |
Конкурентоспособен на отдельных страновых рынках |
Не конкурентоспособен |
Нефть сырая |
Х |
|
|
Нефтепродукты |
Х |
|
|
Газ природный |
Х |
|
|
Уголь |
Х |
|
|
Кокс и продукты коксохимии |
|
Х |
|
Чугун |
Х |
|
|
Прокат плоский и сортовой, включая рельсы, трубы и ферросплавы |
Х* |
|
|
Медь, никель, алюминий и изделия из них |
Х |
|
|
Титан, магний, кобальт и изделия из них |
Х |
|
|
Композиционные материалы и сплавы, режущий инструмент |
|
Х |
|
Аммиак, фосфаты, минеральные удобрения |
Х** |
|
|
Спирты, кислоты, углеводороды |
|
Х |
|
Лакокрасочные материалы, химические волокна |
|
|
Х |
Синтетический каучук |
Х** |
|
|
Шины, резинотехнические изделия |
|
Х |
|
Полимеры |
Х** |
|
|
Автомобили легковые |
|
|
Х |
Автомобили грузовые |
|
Х |
|
Подшипники |
|
Х |
|
Самолеты гражданские |
|
|
Х |
Продукция электротехнической промышленности |
|
Х |
|
Продукция электронной промышленности (готовые изделия) |
|
|
Х |
Продукция электронной промышленности (компоненты) |
|
Х |
|
Лампы накаливания |
|
Х |
|
Электроды для печей |
Х |
|
|
Продукция энергетического машиностроения |
|
Х |
|
Станки |
|
|
Х |
Тракторы |
|
|
Х |
Продукция атомной промышленности |
Х* |
|
|
Моторо- и дизелестроение |
|
|
Х |
Комплектное оборудование |
|
Х* |
|
Геодезические приборы |
|
Х |
|
Лесоматериалы необработанные |
Х |
|
|
Пиломатериалы |
|
Х |
|
Фанера |
Х** |
|
|
Целлюлоза |
Х** |
|
|
Бумага газетная, картон |
Х** |
|
|
Цемент |
|
Х |
|
Стекло |
|
Х |
|
Ткани |
|
Х |
|
Трикотажные, швейные, кожаные изделия, обувь |
|
Х |
|
Крепкие алкогольные напитки |
|
Х |
|
Полиграфические изделия |
|
Х |
|
*Для продвижения российской продукции требуется содействие на государственном уровне. |
**Мощности, способные выпускать экспортную продукцию, ограничены. |
Источник данных: экспертные оценки ВНИКИ. |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|