· Доходы населения от продажи иностранной валюты.
· Прочие поступления. В составе прочих поступлений учитываются: а) выручка населения от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочным пунктам; б) выручка от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий (несельскохозяйственные заготовки); в) другие доходы.
· Деньги, полученные по переводам. Получение денег населением по переводам, равно как и отправление денежных переводов, имеет существенное значение для исчисления баланса денежных доходов и расходов населения в территориальном разрезе.
· Социальные доходы могут реализовываться через потребление бесплатно предоставляемых государством или предприятия и фирмами услуг (например, медицинских, образовательных, культурных). Ранее большое место принадлежало здесь общественным фондам потребления. В.Н.Рутгайзер предлагал для обобщения представления о доходах и об уровне жизни населения использовать интегральный показатель «общего фонда жизненных средств населения», который включает фонд оплаты по труду и общественные фонды потребления и представляет собой реализацию доходов, предполагающую учет в качестве доходов потребление товаров и услуг, «поступивших в распоряжение домохозяйства, минуя стадию покупки».
Наконец, неучитываемые доходы, латентно получаемые в рамках неформальной и теневой экономики. Для оценки размеров таких доходов на макроуровне применяется ряд методов дооценки по косвенным данным.
Один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс денежных доходов и расходов населения. Этот баланс представляется в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.
Баланс составляет как на федеральном, так и на местном уровнях. На федеральном уровне баланс строится самостоятельно и имеет расхождение суммой
Территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств.
Баланс является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются другие экономические расчеты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей.
Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.
Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.
Детальные дифференцированные балансы доходов населения могут использоваться в качестве инструментов оценки уровня жизни типологизации групп потребителей.
Уровень дохода домашнего хозяйства, его среднедушевой доход связаны с демографическими характеристиками, размером и структурой, что находит свое отражение в числе кормильцев, детей, взрослых иждивенцев, пенсионеров. Результаты проведенных исследований подтверждают наличие тесной связи между денежным душевым доходом и типом домохозяйства, т.е. характеристиками его членов по полу, возрасту, статусу занятости. В этой связи структура дохода должна исследоваться в зависимости от нагрузки иждивенцев и числа кормильцев в доходных группах.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|