Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность
фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями
рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает
предпринимателю решить следующие основные задачи:
1. ОПРЕДЕЛИТЬ конкретные направления деятельности фирмы, целевые
рынки и место фирмы на этих рынках;
2. СФОРМУЛИРОВАТЬ долговременные и краткосрочные цели фирмы,
стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за
реализацию каждой стратегии;
3. ВЫБРАТЬ состав и ОПРЕДЕЛИТЬ показатели товаров и услуг, которые
будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и
торговые издержки по их созданию и реализации;
4. ОЦЕНИТЬ соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда
требованиям по достижению поставленных целей;
5. ОПРЕДЕЛИТЬ состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка,
рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
6. ОЦЕНИТЬ материальное и финансовое положение фирмы и соответствие
финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
7. ПРЕДУСМОТРЕТЬ трудности и «подводные камни», которые могут
помешать выполнению бизнес-плана.
Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться
не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху, и будет
лихорадочно импровизировать. А это чаще всего кончается плачевно как для него,
так и для дела, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и
заняться бизнес-планированием. При этом письменное оформление бизнес-плана
имеет существенное значение для организации работ по его выполнению.
Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда
ситуации на рынке меняются достаточно быстро.
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало
выгод, например:
1. Заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы.
2. Позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых
усилий по достижению поставленных целей.
3. Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для
последующего контроля.
4. Заставляет руководителей четче и конкретнее определять свои цели и
пути их достижения.
5. Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных
ситуаций (повышает скорость адаптации).
6. Наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех
руководителей фирмы.
Конечно главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что
правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то
есть, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос:
Стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты
сил и средств.
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких
остроактуальных задач, как:
1) Подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и
акционерных фирм на получение кредитов.
2) Обоснование предложений по приватизации государственных
предприятий.
3) Открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и
основных направлений ее коммерческой деятельности.
4) Перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов,
направлений и способов осуществления коммерческих операций.
|