Итак, однажды возникнув, капитал в дальнейшем увеличивается по стоимости. Но чтобы получить прирост стоимости в будущем, уже сегодня необходимо располагать достаточнымразмером капитала. Действительно, чтобы открыть мастерскую или магазин, не говоря уже о том, чтобы построить завод, необходимо стартовое вложение значительной суммы денег, которой средний человек, обычно, не располагает. Откуда же берутся исходные средства?
Особенно остро эта проблема — проблема первоначального накопления капитала — встает в эпоху перехода традиционной экономики в рыночную, когда идет массовое формирование новых фирм и когда фактически устанавливается типичная для этого общества структура собственности. В старейшей капиталистической экономике — Англии период первоначального накопления капитала относят к XV—XVI вв., во Франции — к XVII в., в дореволюционной России, долго сохранявшей многие черты феодализма, этот период растянулся на длительное время — с XVII по XIX в.
В механизме первоначального накопления капитала выделяют перераспределительную и сберегательную составляющие. Первоначальное накопление обычно осуществлялось за счет резкого перераспределения богатства в обществе. Сравнительно небольшая часть населения, сумевшая вовремя приспособиться к условиям капиталистической экономики, быстро обогащалась, тогда как основная его масса, пытавшаяся сохранить традицион
ные формы экономического поведения, беднела. Именно этот, бесспорно, реально существующий механизм первоначального накопления капитала особенно активно подчеркивает марксизм. Акцент делается на насильственных и мошеннических методах сколачивания капитала: насильственном сгоне крестьян с земель (знаменитое огораживание в Англии), работорговле, пиратстве, ростовщичестве (кулак-мироед в русской деревне), операциях с государственными долговыми обязательствами и т.д. «Новорожденный капитал источает кровь и грязь из всех своих пор, с головы до пят», — эмоционально писал К. Маркс.
Сберегательный механизм первоначального накопления (марксизмом фактически отрицаемый) связан с переориентацией структуры использования личного дохода с потребления на сбережение- Отец-основатель собственного дела, изнуряющий себя непосильным трудом ради увеличения дохода и ведущий при этом скромный, чуть ли не монашеский образ жизни, чтобы сберечь для бизнеса каждую копейку, — такова ключевая фигура, сыгравшая огромную роль в формировании многих институтов современной рыночной экономики.
В наши дни подобную психологию можно наблюдать у мелких российских предпринимателей, вроде бы являющихся по отечественным меркам сравнительно богатыми людьми (стоимость активов фирмы 100—200 тыс. долл.), но практически не имеющих возможности тратить деньги на себя: все средства приходится раз за разом вкладывать в укрепление бизнеса. И такая позиция приносит свои плоды. Благополучие фирмы ценой неимоверных усилий удается сохранять даже в нынешнем неблагоприятном экономическом климате. Крупный немецкий экономист Макс Вебер (1864—1920) называл формирование в обществе подобной морали духом капитализма. Он доказывал, что именно Западная Европа (а не арабский мир, не Индия, не Китай) стала местом рождения современного капитализма именно потому, что там на определенном историческом этапе (позднее средневековье) совпали морально-религиозные установки значительных слоев общества и материальная заинтересованность. В частности, кальвинизм и многие другие течения протестантской религии, требовавшие от человека упорного трудаи не допускавшие жизни, исполненной удовольствий, фактически стимулировали накопление капитала. В пуританских странах бедность воспринималась как позор (бедняк = бездельник), а богатство как добродетель, но только при условии использования богачом своего дохода лишь для новых вложений в предприятие.
Перейти на страницу: 1 2 3
|