Германия стала на путь развития капиталистической экономики позже, чем Англия и Франция. Промышленный переворот в Германии развернулся только во второй половине 19в. – почти на столетие позже Англии и на 50 лет позже Франции. Главная причина этого отставания – затянувшееся господство феодальных общественно – экономических отношений, государственная раздробленность.
Освобождение крестьян от феодальной зависимости, проведённое реформистским путём 1816 г., было половинчатым. По закону крестьяне получили возможность стать собственниками находившейся в их пользовании земли ценой выкупа, (выкуп был огромным – либо уплатить 25-и кратную сумму годовой ренты, либо уступить помещику не менее трети своего земельного надела).
Таким образом, аграрные реформы не ликвидировали полностью феодально-крепостнических порядков. Крестьянство оказалось вынужденным отдать помещикам значительную часть своей земли и, кроме того, уплатить колоссальный выкуп. Только в областях к востоку от Эльбы крестьяне уплатили в счёт выкупа в течение 50 лет около 1 млрд. марок. Выкупные крестьянские платежи стали важным источником первоначального накопления капитала в Германии.
Окончательное политическое объединение Германии произошло только в 1871 г. В 18 в. в стране насчитывалось несколько сот, а в первой половине 19 в. – несколько десятков больших и малых независимых государств (с собственной валютой, системой мер и весов), перегородивших внутренний германский рынок таможенными барьерами. Таможенное объединение было достигнуто только в 30-е годы. Запозданию промышленного переворота в Германии способствовали и изолированность страны от мировых торговых путей: при наличии ряда удобных для хозяйственного использования рек в стране не было флота и гаваней для стабильного выхода к морю. В первой половине 19 в. немецкое мореплавание фактически находилось в зачаточном состоянии, и снабжение германского рынка заморскими товарами производилось силами иностранных торговых судов.
Каждое германское государство строило железные дороги, как правило в своих пределах, что сдерживало формирование единой транспортной системы. Внутренние таможенные границы, политическая раздробленность страны – всё это привело к тому, что три её основных промышленных района – Прусско-Силезский, Саксонский и Рейнско – Вестфальский – были слабо связаны друг с другом. Это тормозило развитие товарного обращения и образование единого внутреннего рынка.
В то время как в Англии и Франции складывалась фабрично – заводская индустрия, в Германии господствовало ещё средневековое ремесленное
производство. Немецкая мануфактура зародилась только в конце 18 в. Господство ремесленных цехов в производстве промышленных товаров в Германии продолжалось до 60-х годов (только тогда законодательно были отменены цеховые привилегии и цеховое право).
Цеховое производство промышленных товаров отражалось на структуре внешней торговли Германии: дорогие ремесленные немецкие изделия не могли конкурировать с массовой продукцией английских и французских фабрик и мануфактур, которые превалировали в германском ввозе, в то время как вывоз состоял из сырья и продовольствия.
Важным шагом на пути к экономическому и политическому объединению Германии, а значит и к ускорению промышленного переворота, явилось таможенное объединение земель Германии. Образованный в 1833 г. германский Таможенный союз первоначально объединял 18 немецких государств. Таможенный союз установил протекционистские тарифы на иностранные товары, чем ослабил воздействие английской конкуренции на молодую германскую промышленность.
Однако Таможенный союз, не сумевший объединить все немецкие государства, не мог ликвидировать всех преград на пути капиталистической индустриализации Германии. Промышленный переворот в Германии развернулся по настоящему только после революции 1848 г., которая, хотя и не смела окончательно феодальный режим, способствовала созданию относительно благоприятных политических условий для капиталистического развития Германии.
Более поздняя индустриализация 60-х годов имела свои преимущества. Новые немецкие фабрики были оснащены новейшим оборудованием в отличие от уже порядком изношенного и устаревшего машинного парка английской промышленности, служившего чуть ли не с начала промышленной революции, поэтому германская промышленность стала развиваться невиданными для 19 в. темпами.
Создание фабричной индустрии привело к коренной перестройке немецкой внешней торговли. Только за 50 – е годы объём германского экспорта возрос более чем в 2,5 раза, а импорт – в 2 раза. Таким образом, процесс первоначального накопления капитала в Германии начал набирать свои обороты и стал протекать более интенсивно.
|