Цена – экономическое понятие,
существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С
детских лет, как только человеку приходиться наблюдать или самому участвовать в
покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она
играет в его жизни и жизни других людей.
Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не
только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они
регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические
процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или
потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом
их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой
механизм.
В экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием
«цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые,
договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные,
проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной,
рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках
по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной
экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда
как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же
время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности
воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше
надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно
управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент
воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть
системы саморегулирования.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие
части. Это, с одной стороны, сами цены , их виды, структура, величина,
динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила
установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование,
собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от
нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем
единстве ценовой механизм.
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс
экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально под
одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество её
видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом
формирования.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся
в процессе зарождения и развития обмена. Появление товарных, а затем
металлических и бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех
же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа.
Теперь уже и продавец и покупатель видят в цене товара количество денежных
единиц , которое можно получить или приходится платить за единицу товара.
Денежная цена расставляет, казалось бы, все по своим местам. Но возникает
новая, на этот раз, видимо, вечная проблема: «Сколько же денежных единиц того
или иного вида следует платить за единицу того или другого товара?» То есть,
пришлось задуматься о способе определения цены. И само понятие цены как
пропорции обмена попало под сильное влияние методов ее установления, то есть
механизма ценообразования.
Концепция цены, то есть суть ее понимания различными экономистами
трактуется неоднозначно.
|