Конкуренция может происходить на следующих уровнях :
- местном (в группе, отделе, организации и т.п.)
- региональном (районе, городе, области и т.п.)
- национальном (в стране);
- межнациональным ( в нескольких странах);
- глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран)
В промышленно развитых странах эффективность механизма конкуренции определяется не полнотой, глубиной или точностью термина "конкуренция", а действием "невидимой руки" А.Смита. Россия в силу известных политических причин в этом плане остается еще пока неуправляемой.
Теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе "Исследование о природе и причине богатства народов" (1776 г.).
Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:
1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения);
2) сформулировал главный принцип конкуренции — принцип "невидимой руки", в соответствии с которым "дергая" за ниточки марионеток — предпринимателей, "рука" заставляет их действовать в соответствии с неким "идеальным" планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
3) разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;
4) определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);
5) разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом .
Определенный вклад в развитие Теории конкуренции Адама Смита внесли Д.Рикардо, Д.С.Миаль, Дж.Робинсон, Дж.Кейнс, Й.Шумпетер, П.Хайне, Ф.А.Хайек, Ф.Найт, К.Р.Макконнелл, СЛ.Брю, М.Портер, Г.Л.Азоев, Ю.И.Коробов, Л.Г.Раменский, Д,Ю. Юданов и др.
Чтобы глубже понять сущность конкуренции, приведем ее определения, сформулированные некоторыми авторами. "Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", — считает современный американский экономист П.Хайне.
Ф.Найт определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы.
К.Р.Макконелл и С.Л.Брю считают, что конкуренция — это «наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его,
Й.Щнтетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым
Нобелевский лауреат по экономике 1974 г., австрийский ученый, Фридрих А. фен Хайек отмечает, что конкуренция — процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным.
Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.
Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция — особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|