Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.
Конкуренция — процесс доказывания правоты меньшинства новаторов.
Конкуренция усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.
Конкурентов мы воспринимаем с раздражением, ибо они мешают нам спокойно жить.
В своей книге "Международная конкуренция" М.Портер отмечает, что конкуренция — динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.
Г.Л.Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели ,
А.Ю.Юданов утверждает, что рыночная конкуренция - борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка .Вместе с тем, А.Ю.Юданов считает, что до сих пор в мире единое понятие "конкуренция". Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной. *
Поведенческая трактовка конкуренции — борьба за деньги покупателей путем удовлетворения его потребностей. *
Структурная трактовка конкуренции — анализ структуры рынка для определений степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода из него.
Функциональная трактовка конкуренции — соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становиться явным.
Анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия «конкуренция" позволяет сделать следующие выводы
а).понятия "конкуренция", предложенные различными авторами, не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуют только один из множества аспектов конкуренции, установленных А.Смитом и самими авторами, каждый в своей области исследования;
б) многообразие подходов к формулированию понятия: один автор под конкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другой — соперничество физических лиц, третий- как наличие на рынке достаточного количества продавцов и покупателей, четвертый- ситуацию, пятый — стремление, шестой-процесс и т.д.;
в) приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных, производственных и биологических систем;
г) понятия не отражают конкуренцию как единство статики и динамики соперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях;
б) понятия не увязаны с законодательством.
В XX в., особенно во второй его половине, в корне изменилось состояние рынка. Однако в учении о рынке эти изменения долгое время не получали соответствующего отражения. Сторонники новоклассического направления экономической теории отстаивали устаревшую догму о совершенной конкуренции.
Согласно их взглядам рынок совершенной конкуренции состоит
множества независимых мелких фирм. Из-за своих небольших размеров предприятия не могут влиять на рыночную цену. Они производят одинаковую продукцию. Покупатели имеют «совершенное знание» о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Совершенная конкуренция является чистой — не зависит от вмешательства государства и монополий.
И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых ученых, революция, которая и покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой новоконсервативной концепции конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) она заявила: «Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя тем монополию как соответствующий особый случай . правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай»,
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|