Какие мерынам необходимо предпринять в первоочередном порядке для того, чтобы наше население и бизнес на практике смогли ощутить изменения к лучшему
?
Во-первых, необходимо более эффективно задействовать различные экономические инструменты внутренней политики государства, к которым относятся налоговые, бюджетные, кредитные и другие. Во-вторых, необходимо грамотно использовать сложившуюся к настоящему времени благоприятную экономическую конъюнктуру, которая характеризуется высокими ценами на энергоресурсы, в частности на нефть и газ, большими золотовалютными запасами Центрального банка России, активным сальдо торгового баланса.
Подробнее остановлюсь на дополнительных экономических инструментах, внедрение и грамотное использование которых является для нас крайне необходимым.
Повышение уровня благосостояния наших граждан невозможно осуществить исключительно за счет повышения уровня заработной платы и пенсии или проведения отдельных, обрывочных преобразований. В данном случае необходим комплексный подход: нужно изменять структуру межбюджетных отношений, создавать новые рабочие места, осуществлять модернизацию производства, оптимизацию управления, повышение квалификации работников, особенно работников бюджетной сферы, а также грамотно использовать различные бюджетные, налоговые, кредитные инструменты.
Сложившиеся межбюджетные отношения характеризуются большой концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне. Из-за того, что самые крупные налоги, имеющие постоянную тенденцию к росту, закреплены за федеральным бюджетом, доля доходов регионов в общей сумме доходов консолидированного бюджета 2004 года составляет лишь 38%. При этом Бюджетным кодексом установлено, что в субъектах Российской Федерации должно оставаться не менее 50% консолидированного бюджета страны. Все это привело к увеличению за последние несколько лет количества дотационных регионов. Таким образом, если в 90-х годах в РСФСР таких регионов было всего 5, то сегодня их количество достигает 71.
Из-за существенного перекоса межбюджетных отношений в сторону центра на региональном и местном уровне очень остро стоят проблемы финансирования заработных плат и пенсий.
Так, с 1 декабря 2003 года должно было произойти повышение заработной платы работникам бюджетной сферы за счет повышения тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки. Однако во многих регионах реальное повышение оказалось незначительным. Связано это с тем, что региональные и местные бюджеты не имеют средств для финансирования заработной платы работникам бюджетной сферы.
Низкий уровень доходности региональных бюджетов не только не позволяет субъектам справиться с обязательствами по выплате заработной платы бюджетникам, но и увеличивает иждивенческие настроения в регионах, так как чем ниже их собственные доходы, тем на большую сумму средств из федерального бюджета они могут рассчитывать. В связи с этим необходим механизм, который мотивировал бы региональные власти искать новые источники доходов.
Повышение зарплаты бюджетникам также должно осуществляться при грамотном расходовании имеющихся бюджетных средств, поэтому в будущем нам необходимо избавляться от неэффективных расходов, которые не должны относиться к государственному бюджету, а высвобождаемые деньги направлять на повышение зарплат.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|