В мире существует более 50 интеграционных группировок, которые в перспективе должны стать наиболее влиятельными субъектами международных экономических отношений. Яркими примерами взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества на трансконтинентальном уровне являются Всемирная торговая организация (ВТО) и Всемирная таможенная организация; на региональном уровне – Европейский союз (ЕС), Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), Общий рынок стран Южного полюса (МЕРКОСУР) и др.
Участвуя в интеграционных процессах, страны реализуют совместными усилиями общую экономическую политику на своей территории, направленную на отмену таможенных тарифов во взаимной торговле, проведение единой тарифной политики по отношению к третьим странам, открытие границ для свободного обращения товаров и услуг, а также на проведение единой денежно – валютной политики.
Равноправное участие нашей страны в международных экономических группировках, с одной стороны, позволит нам на более выгодных условиях выходить со своими товарами на внешние рынки, сосредоточиться на производстве товаров, по которым наша страна обладает конкурентными преимуществами по сравнению с другими странами.
Сегодня Россия недостаточно активно участвует в международных интеграционных процессах.
Оставаться в стороне от всемирных интеграционных процессов не является целесообразным для России, однако вливаться в эти процессы необходимо лишь на приемлемых для отечественных товаропроизводителей условиях. Нам необходимо переходить к более конструктивным мерам: вырабатывать новые подходы в экономической политике государств – участников Содружества Независимых Государств, вступать во Всемирную торговую организацию на приемлемых для нас условиях.
За время работы Содружества Независимых Государств выявилось много проблем.
Среди наиболее острых проблем, стоящих перед СНГ, – несоблюдение странами-участницами многосторонних договоренностей, заключенных на уровне Содружества. Это связано с тем, что СНГ представляет собой объединение со свободным и на деле мало обязывающим характером связей, где отсутствует система ответственности за выполнением принятых обязательств. В связи с этим внутри СНГ активно развиваются дву- и многосторонние отношения между странами. К локальным объединениям, созданным внутри СНГ, относятся, в частности, Союз России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество (создано на основе Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана), Среднеазиатский общий рынок (членами являются Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан). Образование отдельных региональных сообществ не противоречит принципам и целям создания СНГ, однако, если мы хотим сохранить группировку в полном составе, нам крайне необходимо перевести договоренности СНГ, заключенные всеми странами-участницами, в практическую плоскость и одновременно осуществлять эффективный контроль за применением общего законодательства.
Множество проблем сохраняется не только в области добросовестного применения законодательства, но в сфере его унификации странами – участницами СНГ. Реальное объединение и экономическое сотрудничество внутри СНГ идут недостаточно активно в связи с отсутствием должным образом унифицированного налогового, таможенного, валютного, банковского законодательства.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|