forex trading logo

Экономика, как известно, это – наука не из легких. Ее изучение занимает много времени и сил. Студенты, изучающие экономику в институте, всегда жалуются на ее проблематичность в изучении. Она сложна для понимания и изучения. Только в том случае, если вы имеете огромный «багаж» математических знаний, вы вправе сказать, что для вас экономика – самая простая наука в мире.


Опрос

В какой валюте, по Вашему мнению, надо держать сбережения?
 
 
Общая характеристика цикла.

Экономический цикл (волна) является общей чертой почти во всех областях хозяйственной жизни и для всех стран с рыночной экономикой.

Экономические циклы (волны) — это периодические колеба­ния деловой активности в обществе.

Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыноч­ной экономики, в течение которого происходит увеличение объ­ема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, деп­рессия, оживление и, наконец, снова его рост (рис. 1).

Рис.1. Графическое изображение цикла

В самом цикле (если иметь в виду его классический вариант) выделяются четыре фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем.

Характер и содержание типичных черт кризиса претерпевают определенные изменения по мере развития рыночной экономики. Во времена К. Маркса и вплоть до середины 20 века основными (классическими) признаками наступления кризиса были следующие:

1) перепроизводство товаров. Их произведено значительно больше по сравнению с платежеспособным спросом. Масса товаров оказывается избыточной и не может быть реализована;

2) резкое падение цен. Оно является следствием превышения предложения товаров над их спросом. Во время кризиса 1929-1933 гг. цены в США упали почти на 54%, в Англии – почти на 58%.

3) резкое сокращение размеров производства. Упадок производства является важнейшей чертой фазы кризиса. Движущим мотивом производства является получение прибыли. Но во время кризиса, когда цены на товар падают, происходит значительное понижение нормы прибыли. Многие предприятия оказываются убыточными. В этих условиях предприниматели не заинтересованы в расширении производства, напротив, сокращают его. Сокращение производства – характернейшая черта кризиса;

4) массовое банкротство предприятий. Во время кризиса товары не реализуются или же реализуются по низким ценам. Поэтому предприниматели оказываются не в состоянии платить по своим долговым обязательствам и терпят крах (в период кризиса 1929 г. В Германии обанкротилось свыше 70 тыс. предприятий, в США – около 90 тыс.);

5) резкий рост безработицы и падение заработной платы. Сокращение производства ведет к тому, что масса работников выталкивается из производства. При этом заработная плата занятых работников падает. Например, в период кризиса 1974-1975 гг. в США волна увольнений охватила 75% предприятий, удельный вес безработных возрос с 4-5% до 8%, а в отдельных отраслях он был еще значительнее. Так, в автомобильной промышленности США уровень безработицы составил 18-20%;

6) паника на фондовой бирже, массовое падение курса акций (паника на бирже ценных бумаг является или предвестником кризиса, или сопровождает его);

7) кризис кредитной системы. Промышленный кризис порождает денежно-кредитный кризис. Выражением его является резкое сокращение кредита, массовое изъятие вкладов, крах банков, резкое повышение норму процента, всеобщая погоня за деньгами, сокращение предложения ссудного капитала вследствие отлива вкладов из банков.

Обесценивание товаров, безработица, прямое уничтожение части основного капитала – все это означает огромное разрушение производительных сил общества. Путем банкротства массы предприятий и разрушения части производительных сил кризис насильственно приспособляет размеры производства к уровню платежеспособного спроса и восстанавливает на некоторое время нарушенные пропорции воспроизводства.

Существуют различия в степени негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли. Поскольку даже в периоды кризисов каждому человеку необходимо есть, пить и одеваться, то в отраслях, поставляющих предметы повседневного потребления, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. В то же время при неблагоприятной экономической ситуации и прогнозах спада потребители могут чуть ли не полностью прекратить закупки оборудования или товаров длительного пользования в ожидании лучших времен. Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении, отраслях, производящих холодильники, автомобили и т.п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности.

Имеются различия в реакции на кризис монополий и немонополизированных секторов экономики. Если в отраслях с высоким уровнем концентрации производства в период кризиса цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции. Иначе говоря, монополии, опираясь на свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками (или почти без таковых) могут пережить кризис.

Перейти на страницу: 1 2 3 4
 

Инфляция

Доходы

Предложение

Финансовый рынок


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eexperts.ru