Следующая фаза экономического цикла – депрессия. Она характеризуется следующими чертами:
1)рассасывание товарного избытка. В фазе депрессии реализация товаров постепенно возобновляется;
2) приостановкой резкого падения цен. Во время депрессии цены товаров сначала продолжают падать, но уже не так резко, как во время кризиса. В дальнейшем падение цен прекращается;
3) прекращение спада производства. В период депрессии размеры производства несколько увеличиваются по сравнению с кризисным уровнем. Но они еще не достигают предкризисного максимума;
4) падение ссудного процента. Денежные капиталы начинают стекаться в банки. Спрос на них остается незначительным. В результате норма процента снижается до минимального уровня;
Фаза депрессии характеризуется застоем в промышленном производстве, вялостью торговли, наличием большой массы свободного денежного капитала. В этот период создаются предпосылки для последующего оживления и подъема производства.
В фазе депрессии предприниматели начинают приспосабливаться к низким ценам посредством путей снижения издержек производства. В связи с этим возникает потребность в новых экономических и организационных решениях, в новой, более производительной технологии.
Таким образом, уже в этой фазе готовятся условия для наступления оживления, а затем и подъема.
Оживление и подъем как фазы промышленного цикла характеризуются следующими чертами:
1) быстрым ростом производства. Рост производства в течение 12-18 месяцев происходит на 40-60%;
2) значительным повышением товарных цен. Рост производства сопровождается ростом спроса на товары. В результате цены быстро растут. Они увеличиваются на 30-40%;
3)сокращением размеров безработицы. Расширение производства вызывает рост числа занятых работников;
4) повышение заработной платы. Увеличение спроса на рабочую силу и уменьшение безработицы способствуют повышению уровня заработной платы;
5) кредитной экспансией. Происходит расширение размеров кредита, предоставляемого банками. В ходе подъема рост спроса на ссудный капитал опережает рост предложения ссудных капиталов. И норма процента постепенно повышается.
В фазе оживления предприятия, оправившись от кризисных потрясений, доводят объем производства до прежнего уровня. В фазе подъема производство превышает высшую точку, достигнутую в предыдущем цикле накануне кризиса. Это ведет к расширению торговли за пределы платежеспособного спроса населения. Создаются предпосылки для очередного экономического кризиса перепроизводства.
Кризис является важнейшей фазой промышленного цикла. Он имеет определяющее значение во всем цикле. Каждый кризис служит исходным пунктом для следующих за ним фаз цикла и создает условия для них. В свою очередь, каждый подъем, как правило, обрывается новым кризисом.
Циклический характер капиталистического воспроизводства – это скачкообразная смена подъемов кризисами, расширенного воспроизводства – резким падением производства. Каждая фаза промышленного цикла создает внутри себя самой условия и предпосылки для перехода к следующей фазе. Процесс выхода из кризиса и перехода к депрессии и оживлению есть результат действия многочисленных факторов, из которых главными являются следующие:
1) падение товарных цен. Вызванное кризисом падение цен ведет к тому, что товары, не находившие себе раньше сбыта, начинают постепенно реализоваться;
2) сокращение размеров производства. Во время кризиса производство резко сокращается, а это ведет к уменьшению предложения товаров на рынке. В итоге размеры предложения, в конце концов, приспособляются к размерам платежеспособного спроса. И перепроизводство постепенно рассасывается;
3) уничтожение части товаров. Некоторые товары, залеживаясь во время кризиса на складах, подвергаются порче. Чтобы ликвидировать часть товарного излишка, во время кризиса 1929-1933 гг. масса товаров просто уничтожалась (уничтожались хлопок, кофе свинина);
4) обесценивание элементов постоянного капитала. Во время кризиса цены на средства производства падают сильнее, чем на предметы потребления. Обесценение постоянного капитала ведет к повышению нормы прибыли. А это стимулирует предпринимателей к новым вложениям капитала. Поэтому упадок производства постепенно сменяется его расширением;
5) падение заработной платы. Снижение заработной платы во время кризиса означает снижение издержек производства для предпринимателя. Растет норма прибавочной стоимости и норма прибыли, что дает новые стимулы предпринимателям для расширения производства.
При переходе от фазы оживления к фазе подъема происходит обновление основного капитала. Падение цен и обострение конкуренции во время кризиса заставляют предпринимателей отыскивать способы для снижения издержек производства. Но для того чтобы снизить издержки, предприниматели должны заменить старые машины и оборудование новыми, более производительными. Вот почему после кризисов начинается обновление основного капитала. Когда это обновление приобретает массовые масштабы, совершается переход от оживления к промышленному подъему.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|