Образование и виды монополий
Как уже было сказано,чистая монополия - это абстракция, ситуация, не существующая в реальной действительности. Однако иногда на рынке наблюдаются ситуации, близкие к ней.
Монополия в широком смысле - это такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а значит и на цену продаваемого товара. Монополия в узком смысле - это фирма, которая не имеет конкурентов.
Процесс возникновения монополий показан на рис.3 | | | | | | | | | | | |
Скачок в развитии производительных сил | | |
Возрастание капиталоемкости производства | | | | |
Концентрация производства и капитала | | | |
Возникновение крупных предприятий | | | |
Обострение конкурентной борьбы | | | | | | | | |
Рисунок 3
Важнейшую роль в этой схеме играет концентрация производства и капитала.Увеличение масштабов производства в процессе концентрации осуществляется по следующим направлениям:
- горизонтальная интеграция - слияние двух или более компаний,занятых в одной сфере производства;
- вертикальная интеграция - комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью;
- диверсификация - комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.
|