Однако, это относится не ко всем видам монополий, а только к искусственной, которая формируется на основе сговора или подавления конкурентов. Кроме искусственной, существуют случайная и естественная монополии. Случайная монополия - это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, т.е. поиск рыночной ниши. Естественной монополией обладают собственники и хозяйствующие субъекты,имеющие в своем распоряжении редкие или невоспроизводимые элементы производства.
То есть естественная монополия существует не потому,что доступ новых фирм в отрасль затрудняют искуственные препятствия.Ее существование объясняется прежде всего соображениями выгоды. некоторых отраслях средние издержки в долгосрочной перспективе будут минимальными,если отрасль представлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами.Это относится, например, к местному обеспечению электроэнергией, газом, телефонной связью.
То, что говорилось выше об искуственных препятствиях доступу новых фирм в отрасль, не совсем точно - на самом деле естественная монополия сама является препятствием. Всего же экономисты насчитывают пять препятствий, затрудняющих доступ новых фирм на рынок,или, как их еще называют,входных барьеров при вступлении на рынок.
1) Правительство наделяет фирмы исключительными правами.Имеется в виду правительственные лицензии на определенный вид деятельности,которые часто выдаются компаниям - естественным монополиям.
2) Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы или обладание уникальными человеческими дарованиями. Это относится, например, к алмазной компании”Де Бирс” - монополисту алмазов на мировом рынке.Уникальными человеческими дарованиями обладают, например, артисты и спортсмены - их можно назвать монополистами своего таланта.
3) Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, что дает ей монополистическое преимущество.
4) Эффект масштаба, позволяющий снижать издержки, и вместе с тем наращивать объем выпуска продукции. Он часто наблюдается в ситуации естественной монополии. Примером в данном случае может служить рынок автомобилестроения.
5) Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).
|