Основополагающими целями экономической политики России являются: достижение экономического роста и полной занятости, улучшение жизненных стандартов широких слоев населения, стабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие. Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел и перспективами развития конкурентоспособного малого предпринимательства. Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая напраленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны. Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. На 1 января 2000 г. число МП здесь составило 399,7 тыс. (рост на 3,4% по сравнению с началом 1999 г.). В 1996-1999 гг. повысились доля МП этой сферы в общем количестве МП (с 42,7 до 44,9%) и удельный вес занятых в общей численности работников МП (с 27,3 до 33,4%). Можно сделать вывод о том, что сегодня торговля и общественное питание являются определяющей сферой интереса малого бизнеса. Но доля предприятий торговли и общественного питания в объеме производимой малым бизнесом продукции и в общей численности занятых на малых предприятиях существенно ниже их доли в общей численности предприятий. Так, по данным на 2000 г. по предприятиям торговли и общественного питания объем произведенной ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий. Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический и социальный эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу.
Подобное положение в немалой степени обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых. Поэтому уровень и формы конкуренции среди малых предприятий в сфере торговли требуют особого внимания со стороны центральных и региональных органов власти, чтобы сохранить или корректировать рынок торговых услуг. Повышение качества услуг ведет к росту затрат и снижению рентабельности.
Закрытие по этой причине части малых предприятий приведет к повышению цен на услуги или ухудшению обслуживания населения. Конкуренция дает положительный эффект, когда ее участники находятся в равных стартовых условиях относительно доступности товаров, энергоносителей и др. Дефицит, например, некоторых видов продуктов или монопольные цены на них из-за ограниченного числа оптовых поставщиков ставят владельцев небольших магазинов в неравные условия. В неравных условиях оказались предприятия торговли и общественного питания, выполняющих социальные функции (магазины для ветеранов, школьные и социальные столовые). Обеспечение конкурентоспособности малого предпринимательства в целом, в том числе и в торговле, возможно только при выработке соответствующих адекватных направлений экономической политики как федеральных, так и региональных властей. Возможны два варианта поддержки государством малогопредпринимательства.
Первый вариант - широкое государственное регулирование деятельности малых предприятий в сочетании с протекционистской политикой в их пользу. Второй вариант - умеренное государственное регулирование рыночных условий с тем, чтобы формирующаяся конкуренция самостоятельно продиктовала "кому быть, а кому не быть" на рынке в качестве субъекта хозяйствования. Можно сказать, что эти два варианта соответствуют разным этапам развития рыночных отношений и в настоящее время дополняют друг друга. Это необходимо учитывать при разработке государственной политики поддержки малого предпринимательства. На этапе формирования рыночных отношений существует ряд объективных причин, по которым малому бизнесу нужна поддержка по первому варианту. Основная беда малых предприятий в том, что они малы и одиноки. Нельзя оставлять малое предпринимательство без государственной поддержки в экономическом пространстве, в котором монополизация является пока еще не признаком прошлого, а реальностью сегодняшнего дня.
|