Малые предприятия остро ощущают ограниченность в ресурсах: в капитале - значительно ограничены возможности для займа, кредита, первоначального накопления; в труде – рабочая сила часто неквалифицированная как на управленческом, так и на исполнительском уровне; в информации - поскольку существует дефицит необходимой информации по всем направлениям, который чрезвычайно усложняет конкурентоспособность. Главным инструментом государства и региональных органов власти в повышении конкурентоспособности предприятий малого бизнеса является налоговый и финансово-кредитный механизм.
Сложившаяся жесткая и сложная система налогообложения оказалась особенно тяжелой для малых предприятий в целом, и особенно для предприятий торговли, выполняющих социальные функции. Можно согласиться с теми исследователями проблем малого бизнеса, которые считают, что предоставление льгот малым торговым предприятиям, выполняющим социальные функции – это метод обеспечения им равных условий в острой конкурентной борьбе, а совсем не способ создания им тепличных условий. Государство целенаправленными усилиями может создать специфический финансовый климат, благоприятный для предпринимательства.
Финансирование малых предприятий может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. Финансовая поддержка, субвенции должны быть гибкими, дифференцированными, учитывать не только производственные возможности предприятий, но и их социальную роль в обществе. Необходимо усилить деятельность федеральных и региональных фондов поддержки малого предпринимательства на залоговом гарантийном обеспечении предприятий малого бизнеса. Предлагаемые мероприятия помогут повысить конкурентоспособность предприятий сферы тор-говли и общественного питания, их экономический и социальный эффект.
|