При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является самой
насущной задачей для развития зональной практики, прежде всего необходимо
разрешить следующую проблему.
Функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство регионов , добивающихся статуса СЭЗ ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую
область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование
таможенных границ внутри территории страны : "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Исключения допускаются лишь в целях " .обеспечения
безопасности, защиты жизни и здоровья людей , охраны природы и культурных
ценностей" . Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.
Госдума РФ приостановила ввиду этой неясности процесс прохождения через
российский парламент федерального Закона "0 свободных экономических зонах",
направив весной 1995 г. по инициативе Комитета по экономической политике
соответствующий запрос в Конституционный суд РФ с просьбой дать официальное
толкование указанной статьи российской Конституции.
Вторая проблема состоит в отсутствии четко сформулированных целей создания зон,
не противоречащих как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители
регионов видят , как правило , в таких зонах лишь одну сиюминутную привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры , развала производства , безработицы , тяжелой социальной обстановки , экологических проблем . И при этом не думают о том, кто ж тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом?
Между тем, как отмечено в , система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструменто реализации имеющихся сравнительных преимуществ
данной территории , а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или
отсутствующих здесь факторов развития . Более того , при нынешних широких
масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы -
далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала. Существеннее
в этом отношении могут оказаться сегодня такие факторы , как политическая
стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры , квалификация
рабочей силы, упрощение административных процедур. Там же высказано мнение, что первые российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов "не широтой
фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой
освоения обширного отечественного рынка . Именно последнее должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов".
В-третьих , все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию
как можно больше территории , не понимая , что чем ее больше, тем хуже для
предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального
обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются
вложения порядка 40-45 млн. долларов США , таможенно-торговой - 10-15 . Где
|