возьмет эти средства администрация, например, Читинской области , заявившая о
намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс.кв.км, или Алтайский край -
262 тыс.кв.км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1
млн. кв.км, или 7% территории России.)
Вот почему большая часть действующих в мире СЭЗ ограничена пределами
предприятия , нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в
исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема
разумного ограничения начальных вложений на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.
В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например,
отсталость инфраструктуры ) , так и частные , но эти три рассмотренные -
неурегулированность нормативно - правовой базы , отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны - являются , по моему мнению , основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.
В результате , в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно , да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья . Некоторые характеристики, преимущества и проблемы указанных зон приведены в следующем разделе.
|