Сегодня общепризнано, что развитая рыночная экономика не может существовать без постоянного государственного воздействия на нее. Экономическое регулирование – лишь часть общей проблемы экономической роли государства, так как последняя может быть очень значительной даже без прямого или косвенного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.
Государство фактом своего существования (содержанием армии, полиции, тюрем, чиновничества) уже представляет собой мощный экономический фактор. Само же воздействие государства на экономику, то есть его активность, – несомненный экономический фактор развития современной экономики. Государство должно создавать рамочные условия для успешного функционирования любой модели экономического развития. А сверхзадача каждого государства – компенсировать недостатки, создавать искусственные регуляторы рынка. Я считаю, что госрегулирование должно выполнять именно эти задачи.
Врожденное присутствие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства уже само по себе определяет необходимость вмешательства государства в экономику. Но, если бы это была бы только одна причина вмешательства государства, то возможно, не возникали бы такие огромные трудности по определению степени влияния государства. Именно потому, что существуют еще и такие причины, как-то: необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах, необходимость выравнивания внешних эффектов, отсутствие в реальности совершенной конкуренции, отсутствие многих видов рынка в достаточно развитом виде (для России например, фьючерсных, страховых), недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия – государство сталкивается с выбором определения правильного направления экономической политики.
Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым прежде всего в следующих четырех сферах:
1. Поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе, так как накопление капитала ведет к его концентрации, а современное поглощение и слияние – к его укрупнению, откуда следует возможность монополизации и «убийство» конкуренции.
2. Обеспечение общеэкономической стабильности. В таком случае перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.
3. Социальная обеспеченность и сбалансированность. Необходима забота государства о тех слоях населения, которые по объективным причинам ничего не могут предложить на рынке: о больных, стариках, инвалидах, сиротах и т.д.
4. Преодоление кризисов на микроуровне. Государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах. К примеру, недопустить закрытия угольных шахт в добывающий районах, даже если такая добыча убыточная, если это приведет к дисбалансу занятости в регионе.
В общем своем случае, государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:
1. Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;
2. Антимонопольное регулирование.
3. Проведение политики макроэкономической стабилизации. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
4. Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений;
5. Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;
6. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.
Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.
Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и другие.
Перейти на страницу: 1 2 3
|