Во многих странах в отраслях, которые испытывают кризис и наступает угроза увольнения, государственный органы берут на себя поддержание занятости. В Японии государственные органы принимают на себя до 50% выплат заработной платы работникам, которые оказываются под угрозой увольнения. В Германии государство поддерживает перевод работников на неполное рабочее время с доплатой до 80% прежних заработков.
Кроме инструментов, государство разрабатывает определенные механизмы регулирования экономикой, такие как: управление ограниченными производственными ресурсами, налоговое регулирование экономики, монетаристские методы воздействия на экономическую систему.
Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения.
Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо. Помимо этого, я считаю, к экономическим задачам государства можно отнести такие как: экономический рост и экономическое развитие, полная и эффективная занятость, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливость распределения доходов, сбалансированность внешнеторгового баланса страны.
Нельзя не вспомнить о показателях, отражающих роль государства в экономике. Некоторые представления о масштабах госрегулирования экономики дает доля ВВП, перераспределяемая через бюджет и внебюджетные фонды. Также, роль государства характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности. Более высокая доля госсобственности при прочих равных условиях свидетельствует о большем участии государства в экономике. Но несмотря на активную в некоторых развитых и развивающихся странах приватизацию, госсектор не ликвидируется и продолжает играть заметную роль в экономике.
Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономики, так как идеальная модель «социально-ориентированной», «либеральной», «рыночной» экономики и «демократического» общества на практике остается недостижимой.
Но, как известно, в мире нет ничего идеального, а следовательно не существует и идеального государства, идеального правительства, поэтому возникает необходимость совершенствования государственной власти, уменьшение степени влияния ее отрицательных черт на регулирование экономики. В Приложении 1 я привела основные направления такого совершенствования.
Опираясь на опыт функционирования различных государств за последнее столетие, я суммировала наработки решений, способов и методов по оздоровлению госаппарата в разное время в различных странах, которые применялись в странах с различным уровнем развития социально-экономических и политических систем. См. Приложение 2.
Таким образом, лично моя позиция такова: я считаю, что необходимо исходить из разумного, оптимального для каждого конкретного государства, с учетом его традиций и ценностей, государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь страны.
Нескончаемый спор сторонников и противников вмешательства государства в экономику по своей сути беспредметен. Хотя бы потому, что развитие капитализма, как и обусловленный им рост производства, изначально опираются на государственную организацию общественной жизни.
А. Эльянов
Перейти на страницу: 1 2 3
|