Для того, чтобы потом я смогла объяснить причины современного положения дел относительно уровня регулирования экономикой в России, я хочу рассмотреть происходящие события в стране совсем недавно, 25-30 лет назад, когда:
− В России практиковалась командно-административная система государственного устройства, императивное планирование и преобладала государственная форма собственности;
− Была налицо малая эффективность государственного сектора в экономике, поощрение так называемых плановоубыточных предприятий;
− Выявилась неспособность государства обеспечить необходимые темпы экономического роста;
− Такой порядок вещей порождал иждивенчество и инертность как потребителя, так и производителя;
− Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву рынка, его естественных законов.
Протестуя против этих постулатов, предлагалось провести кардинальные реформы.
Прежде всего отказались от идеи – практики страны как единой фабрики, одного общенационального треста, главенства государства в экономике. Актуальными стали идеи либерализма, монетаризма, приватизации, свободы экономических агентов в производстве и обмене.
В период реформ, проводившихся после 1991 года, имела место трансформация господствовавшего прежде уклада, базировавшегося на общественной собственности в иные уклады с явным возрастанием доли частного предпринимательства.
Патерналистская модель взаимоотношений, которая существовала раньше между государством и предприятием была окончательно разрушена к 1996 году. Предприятия потеряли доверие к государственным органам и зачастую отказывались от уплаты налогов. В 1993 году еще был консенсус интересов государства и предприятия, то есть государство давало привилегированные кредиты, а в обмен на это предприятие платило налоги.
Уродливый характер предпринятых реформ привел к разгулу криминалитета в невиданных размерах. Массовая криминализация всех сфер общественной жизни сопутствовала процессу непродуманной приватизации, по сути захвату общественной собственности немногими. Появление тысяч акционерных обществ и обязательное законодательное требование выкупа части акций при помощи исключительно ваучеров дали мощный толчок развитию фондового рынка со всеми его отрицательными последствиями. Большинство махинаций было связанно с обращением, хищением, подделками ваучеров, с фальсификацией документов по приватизации, занижением остаточной стоимости фондов приватизируемых предприятий и так далее.
Об неэффективной деятельности государства в то время можно судить по показателям: по состоянию на 2000 год относительно 1990 года ВВП России составило менее 59%, промышленное производство – 54, 5, сельскохозяйственное производство – 61, 2, инвестиции в основной капитал – 27,5%.
Ясно, что правительство должно было, прежде всего, позаботиться о реформировании, демократизации самой государственной собственности, а только затем переходить к приватизации.
Переходя к современным аспектам государственного регулирования экономики, можно сказать, что современное рыночное хозяйство, как правило, строится на договорной основе. В таких условиях принципиально меняются как объект, так и субъект народнохозяйственного воздействия. Субъектами воздействия являются федеральное правительство, администрации субъекта Федерации, отраслевые и межотраслевые ассоциации и предприятия.
Многие экономисты отмечают, что в российской экономике существует необходимость влияния государства на:
− Сферу производства;
− Сферу обращения;
− Сферу менеджмента;
− Социальную инфрастуктуру;
− Прочие сферы (см. Приложение 3).
Для сохранении и приумножения научного и технологического потенциала России требуется комплекс тщательно разработанных мероприятий. Прежде всего разработка и реализация государственной научно-технической политики. Это одна из важнейших задач, стоящая перед органами госуправления на современном этапе. Основными критериями должны быть не формальные темпы проведения реформ, а минимизация потерь национального богатства, достижение реального улучшения жизни населения.
Перейти на страницу: 1 2 3
|